В 1 квартале 2012 г. объём рынка электронных торгов корпоративных (B2B) и государственных (B2G) закупок увеличился на 47% по сравнению с 1 кварталом 2011 года, и составил 2,2 трлн. руб.
В секторе B2G, в рассматриваемый период, объём электронных торгов вырос на 9,3% - до 900 млрд. руб. Сектор корпоративных закупок продемонстрировал рост в 2,6 раза - до 1,3 трлн. руб. (см. рисунок 1) , что объясняется вступлением в силу Федерального Закона «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» от 18.07.2011. № 223-ФЗ и переходом на электронные торги крупных закупщиков, таких как ФГУП «Московский метрополитен», ФГУП «НИИ «Квант», ОАО «Росводоканал», Морской порт СПб, и т.д. Данные системы B2B-Center подтверждают тенденции в сегменте B2B: за 1 квартал 2012 г. объём торгов вырос на 217 млрд. руб., что на 63,82% больше аналогичного прошлогоднего периода.
Общее количество торговых процедур в коммерческом сегменте в рассматриваемый период по сравнению с первым кварталом 2011 года выросло в 4,1 раза и составило 75 тыс. процедур, из них в системе B2B-Center в первом квартале было проведено 17 тыс. торговых процедур.
Основным драйвером роста рынка электронной коммерции, как в коммерческом, так и в государственном сегментах, выступают закупки услуг строительства. В коммерческом сегменте электронные торги строительной отрасли составляют около 40%, на втором месте ─ закупки машин и электрооборудования (около 35%).
В номенклатурном разрезе более 90% закупок сектора B2B приходится на электрооборудование, электронику (27%), строительные работы, реконструкции (22%), продукцию металлургии, металлоизделия (21%), машины и технологическое оборудование (12%).
За первый квартал 2012 г. общее количество регистраций участников рынка электронной коммерции в сегменте B2B составило чуть более 25 тысяч, что больше прироста числа участников аналогичного периода прошлого года на 40%. При этом количество регистраций на площадке B2B-Center выросло почти на 80% - за отчетный период пользователями Системы стали свыше 10 тысяч российских и зарубежных компаний, а общее количество участников электронной площадки B2B-Center на 01.04.2012. составило более 80 000 компаний.
Однако, по мнению экспертов B2B-Center, по-прежнему всего около 5% компаний реального сектора экономики используют электронные торги в своей торгово-закупочной деятельности.
Территориальный анализ торгово-закупочной деятельности показал, что наиболее активными с точки зрения электронной коммерции в государственном и коммерческом сегменте являются Приволжский федеральный округ (35% торговых процедур), Центральный федеральный округ (18%) и Северо-Западный федеральный округ (17%). На остальные округа в совокупности приходится менее трети всех процедур совершенных на территории России.
Как видно из представленных данных, рынок электронных закупок активно развивается, этому способствуют макроэкономическая ситуация, общие экономические и управленческие тренды, а также законотворческие инициативы государственной власти (принятие Федерального Закона № 223-ФЗ). Согласно прогнозу департамента аналитики системы B2B-Center в ближайшие 5 лет рынок электронной коммерции в целом продолжит свое развитие, однако основным драйвером роста выступит не сегмент госзакупок, как в предыдущие годы, а коммерческий сегмент. Перспективным направлением также остается развитие рынка цивилизованных закупок в странах СНГ, в первую очередь стран таможенного союза и Украины.
Во втором квартале 2012 года следует ожидать снижения темпов роста закупок, особенно в сегменте В2В. Это связано с сезонностью закупочной деятельности крупных участников торгов и подтверждается 10-летней практикой проведения сделок на площадке B2B-Center. Восстановление показателей, как по количеству торговых процедур, так и по их объемам, традиционно произойдет в 4 квартале текущего года.