Пока для консервативной публики Dota 2, League Of Legends и StarCraft — всего лишь «стрелялки и танчики», от которых портятся глаза и страдает успеваемость студентов, для всего прогрессивного мира — это новая эра большого профессионального спорта и миллионные контракты.
Настоящий прорыв в киберспорте случился в 2015 году, когда турниры поразили и размерами призовых, и количеством болельщиков. Эксперты уверены, что в 2016-2017-м развитие e-спорта только ускорится, и в ближайшем будущем он перевернёт наше представление о геймерах. Кстати, в США киберспортивную дисциплину League Of Legends уже на официальном уровне признали видом спорта.
О том, что у прогейминга большие перспективы, говорят минимум семь фактов.
1. Международные киберчемпионаты уже собирают стадионы
Commerzbank Arena во Франкфурте-на-Майне, Mercedes-Benz Arena в Берлине, O2 Arena в Лондоне — сегодня сражения прогеймеров проходят на самых вместительных спортивных площадках мира и собирают по несколько десятков тысяч зрителей. И это только на стадионе — онлайн-трансляции решающих битв смотрят миллионы! Например, за финалом чемпионата мира по League of Legends в 2015 году наблюдали 36 миллионов зрителей, а всего игры этого турнира в течение четырёх недель собрали аудиторию 334 миллиона человек. Некоторым состязаниям большого спорта такие цифры даже не снились!
2. Призовые фонды — сотни тысяч и даже миллионы долларов
В прошлом году на одном из самых крупных киберчемпионатов мира — The International по Dota 2 — разыграли $18 000 000! Для сравнения: призовой фонд командного чемпионата мира по фигурному катанию в 2015 году составил всего $1 000 000. 11 лучших геймеров современности уже стали миллионерами. При этом 24-летний американец Питер ppd Дейгер заработал $2 172 940, а 26-летний Саахил UNiVeRsE Арора — тоже из Штатов — $2 161 965.
По данным сайта www.esportsearnings.com, в топ-100 самых богатых геймеров мира — пять украинцев: 25-летний Александр «ХВОСТ» Дашкевич ($651 025), 26-летний Данил Dendi Ишутин ($650 209), 27-летний Глеб Funn1k Липатников ($401 420), Александр DkPhobos Кучеря ($359 179) и Илья Lil Ильюк ($352 487).
3. Тренировки — как в большом спорте
Три-четыре часа игры в обычном режиме и шесть-восемь часов во время подготовки к турниру – примерно столько времени ежедневно уделяют тренировкам прогеймеры. Играют как удаленно, так и собираясь на тренировочных базах. Во время сборов обсуждаются стратегия и тактика игры, проводятся тимбилдинги и психологическая подготовка.
Кстати, интересный факт: южнокорейские спортсмены, которые считаются лучшими из лучших, перед решающими играми занимаются по 12-16 часов в сутки!
4. Фанаты и команда поддержки — всё, как и в любом другом профессиональном спорте
Тренер, аналитик, спортивный менеджер, журналисты, видеомейкеры и фотографы — работа профессиональной киберкоманды построена так же, как и в профессиональном футбольном или баскетбольном клубе. И так же, как и в других видах профессионального спорта, у прогеймеров есть армия фанатов. Например, украинскую команду Na`Vi (Natus Vincere — «рождённые побеждать» в переводе с латыни), которая входит в топ самых сильных команд на планете, поддерживают более 50 миллионов человек по всему миру. Такого признания на международной спортивной арене нет, между прочим, ни у одного футбольного клуба нашей страны. Вот вам ещё один повод гордиться Украиной и достижениями украинцев!
5. Трансферы, букмекерские ставки и допинговые скандалы
Да, оказывается, допинг-скандалы уже докатились и до киберспорта: один из участников американской команды Cloud9 признался, что на турнире One Katowice 2015, организованном ESL, Европейской киберспортивной лигой, спортсмены принимали стимуляторы. После этого заявления Лига приняла решение об обязательном допинг-контроле на чемпионатах.
Если говорить о трансферах, то сегодня игроки стоят в среднем около $10 000-15 000. Впрочем, уже зафиксированы и более впечатляющие переходы — некоторые топовые прогеймеры обошлись командам в миллион долларов: $500 000 — сам трансфер, $500 000 — зарплата прогеймера за два года.
Немалые деньги крутятся и в сфере киберспортивных ставок у букмекеров. Одной из первых ставки начала принимать известная компания Pinnacle Sports — более 350 000 только за один 2014 год, что вывело прогейминг на восьмую позицию в рейтинге самых популярных видов спорта по версии букмекеров.
6. Книга рекордов Гиннеса начала фиксировать мировые рекорды в киберспорте
Одной из первых на страничках Книги рекордов, посвящённых киберспорту, появилась Катерина «Mystik» Ганн — самая успешная девушка-киберспортсменка. Выступая на профессиональной сцене дисциплины Halo, за свою карьеру она заработала $122 000. В Книгу рекордов Гиннеса также попал 16-летний пакистанский геймер Самаил «SumaiL» Хассан, ставший самым молодым миллионером в истории киберспорта. Благодаря удачным выступлениям на DAC и TI5, он заработал за свою недолгую карьеру уже $1 639 867.
7. Крутые спонсоры и первые рекламные контракты
О том, что у киберспорта большое будущее, говорит и тот факт, что он становится всё более привлекательным для крупных международных компаний. И речь уже не о разработчиках игр, которые, естественно, заинтересованы в развитии е-спорта и вкладывают в него деньги, но и, например, о Coca-Cola, American Express, Nissan.
Впрочем, самую большую поддержку и участникам, и организаторам киберчемпионатов оказывают, мировые производители компьютерной техники и игровых устройств. K примеру, Logitech G является партнером одной из крупнейших и наиболее влиятельных киберспортивных организаций мира — ESL, Европейской киберспортивной лиги. Logitech G предоставляет новейшее снаряжение – мышки, клавиатуры и гарнитуры, для профессиональных геймеров, во время проведения турниров.