Сегодня в Украине не урегулирована процедура сдачи электронной отчетности предпринимателями в органы государственной власти. Это создает предпосылки для злоупотребления и коррупции при работе с электронной отчетностью, широкое поле для будущих рейдерских атак, возможность для монополизма рынка сдачи отчетности и даже составляет угрозу национальной безопасности. Эти и другие проблемы обсуждались 26 января 2010 г. во время круглого стола «Электронная отчетность – реалии и перспективы», организованного Федерацией работодателей Украины, в котором приняла участие Интернет Ассоциация Украины (ИнАУ).
Процедура сдачи электронной отчетности регулируется 13-ю Законами Украины, 3-мя постановлениями КМУ, 1-м распоряжением КМУ и 7-ю приказами и постановлениями остальных органов исполнительной власти Украины. Несмотря на это, данная нормативная база не четко определяет порядок сдачи обязательной отчетности в электронном виде в разные органы.
В связи с неурегулированностью порядка представления обязательной отчетности на общегосударственном уровне отдельные органы государственной власти самостоятельно разработали внутренние нормативные документы. Документы не согласованы между собой и в значительной степени отличаются один от другого. Более того, некоторые из этих документов предусматривают сдачу обязательной государственной отчетности лишь через коммерческую структуру-посредника, а другие допускают такую возможность.
Сегодня в Пенсионный фонд должны сдавать отчетность 2 млн 167 тыс. предпринимателей. В Фонд социального страхования по временной потере работоспособности – 1 млн 600 тыс. То есть речь идет о значительном количестве предпринимателей и работодателей. Если они будут вынуждены сдавать отчетность через посредников и платить им деньги, то мы говорим о рынке платных услуг, на котором сегодня отсутствует любая прозрачность.
Другой важной проблемой является отсутствие унификации – предприниматель не может воспользоваться одним ключом, полученным в АЦСК, для подписи и отправки документов во все государственные органы.
Подводя итоги мероприятия, его участники пришли к таким выводам:
- поскольку представление государственной отчетности является обязанностью налогоплательщика, то государство обязано обеспечить бесплатное ее принятие;
- налогоплательщик, страхователь должен иметь право выбора способа представления отчетности: в бумажном или электронном виде;
- налогоплательщик, страхователь имеет право представления отчетности в электронном виде непосредственно в соответствующий орган, используя специализированное программное обеспечение или с помощью электронного посредника, который имеет соответствующие договорные отношения с органами исполнительной власти и Фондами социального страхования;
- все эти тезисы должны найти свое отображение во внутренних нормативных документах (приказах, инструкциях).