Информационная группа Finam.ru (входит в состав инвестиционного холдинга «ФИНАМ») провела конференцию «Медиабизнес в кризис: остаться в живых».
Ее участники отмечают, что кризис негативно отразился практически на всех СМИ, но быстрее других свои доходы начали восстанавливать интернет-издания. Они же демонстрируют и лучшую динамику аудитории, что может стимулировать переход СМИ в электронную форму.
В условиях кризиса произошло существенное сокращение рекламных бюджетов, что негативно отразилось на всех сегментах медийного рынка. «Наибольшие потери от кризиса, на мой взгляд, безусловно, понес издатель, выпускающий рекламные и полурекламные издания. Кризис особенно больно ударил по дорогим глянцевым журналам, изданиям о моде, стиле жизни, товарах премиум-класса. В России закрылось свыше 200 журналов. Падение рекламы в печатных СМИ за первое полугодие составило 46%», - поделился председатель правления Ассоциации распространителей печатной продукции Александр Оськин.
«Радио, пожалуй, оказалось уязвимее других. Уже говорил как-то об этом - последние "жирные" годы разбаловали радийщиков, которые решили торговать охватом и даже замахнулись померяться с ТВ этим охватом», - рассказал генеральный директор «Финам FM» Олег Медведев. Интернет-издания, по крайней мере, деловые, чувствуют себя более комфортно. Так, руководитель группы проектов Финам.Инфо Екатерина Романова привела данные, что после падения на 15% в первом квартале, второй и третий кварталы продемонстрировали рост рекламных доходов на 10%, в результате чего этот сегмент полностью отыграл кризисные потери.
Впрочем, вопреки ожиданиям, кризис не стал катализатором роста интереса читателей к деловым СМИ в целом. «Тиражи не выросли. Не готов говорить за все деловые СМИ, но за некоторыми я слежу. Одна из причин - уход многих изданий из розничных сетей.
Продавцы часто диктуют или пытаются диктовать условия производителям. И это касается не только продуктовых супермаркетов. Берут деньги за сам факт присутствия журнала на полке. Кроме того, часть тиража многие распространяют бесплатно на выставках, конференциях, в рекламных целях. Это затраты на печать и доставку с распространением. От этого пришлось отказаться. Все это оказало влияние на тиражи», - анализирует главный редактор журнала D’ Константин Илющенко.
Несколько другая ситуация в интернете, где аудитория деловых сайтов продолжает свой рост. Это, а также необходимость снизить издержки, стимулировало переход ряда СМИ в электронный формат. «Мне известен опыт целого ряда старинных и "брендовых" для своих городов региональных ежедневных газет, которые сейчас вообще отказались от печатных версий и благополучно живут исключительно в электронном виде», - заявил г-н Медведев. С ним согласен г-н Илющенко: «Думаю, что переход на электронные версии - дело времени. Мы сами уже продаем подписку на журнал в формате PDF. Покупают те, кто живет в регионах, где сложно распространять журнал в печатной форме».
Основная проблема интернет-изданий – неготовность пользователя платить за контент. Однако, по мнению руководителя проекта SMI2.ru Юрия Белоусова, есть и другие способы получения дохода: «Для платных онлайн-изданий остается пока рекламная модель (как баннерная, так и другие возможности, например, проведение онлайновых конференций). Существуют и другие способы монетизации, когда пользователи будут платить за определенного рода услуги. Для этого СМИ должны внедрять к себе на сайты механизмы, ориентированные на читателей и действительно полезные. Возможно с элементами игры».