Вслед за банками автоматизацией продаж финансовых услуг заинтересовались и украинские страховщики.
Это и неудивительно, за рубежом страховые автоматы — обычное дело. К примеру, отправляющиеся в путешествие японцы часто пользуются автоматами по продаже туристических страховых полисов, установленных в аэропортах. Есть такие автоматы и в США.
"Идея внедрения страховых автоматов очень хорошая. С их помощью можно быстро получить финансовую услугу в различных точках — в супермаркетах, на АЗС", — говорит председатель правления страховой компании "Оранта" Олег Спилка. Потребителям пользы от внедрения страховых автоматов не меньше, чем от их банковских коллег. Ведь, кроме экономии времени на заключение договора, клиент может также рассчитывать на то, что автомат ему не нагрубит, не уйдет с "рабочего места" раньше времени, а главное, не "навешает" вдогонку еще пару-тройку "очень нужных" страховых продуктов.
Недешевое удовольствие
Чтобы открыть хотя бы один страховой автомат, страховщикам придется потратиться на программное обеспечение, которое, по приблизительным оценкам, может обойтись в 30 тысяч долларов и более. Кроме того, влетят в копеечку и сами аппараты. По словам вице-президента группы UBG Николая Ященко, один страховой автомат стоит 10-15 тысяч долларов. «Но он быстро окупится, потому что сейчас одна точка продаж полисов (один страховой агент, обеспеченный рабочим местом) обходится компании как минимум в $500 в месяц. Если учесть, что срок работы автомата — около 10 лет, то амортизация будет составлять меньший процент, чем точка продаж", — поясняет Николай Ященко.
Автомат подводят "под статью"
Правда, кроме возможности за счет страховых автоматов быстро покрыть сетью всю страну и сэкономить на оплате труда, есть и преграды, которые мешают страховщикам устанавливать такие аппараты массово.
Дело в том, что по законодательству договор страхования должен быть подписан двумя сторонами — страховщиком и клиентом. Причем каждая из сторон должна иметь свой подписанный экземпляр. Пока что в тех автоматах, которые предлагаются отечественным страховщикам, функция, позволяющая "забирать" для страховщика экземпляр полиса с подписью клиента, не предусмотрена.
Да и купить в автомате можно только ограниченный набор страховок, по которым цена и условия стандартизированы. Для страховых автоматов подойдут "автогражданка", "зеленая карта", полисы для туристов, выезжающих за рубеж, а также некоторые медицинские и имущественные страховки. По остальным страховкам без консультаций специалиста не обойтись. Ведь их стоимость зависит от тех условий, которые выберет клиент.
Да и сами клиенты — не менее важная преграда для внедрения hi-tech в продажах страховых услуг. Главная проблема — невежество украинцев в вопросах страхования. По мнению начальника управления маркетинга "Украинской страховой группы» Ярослава Кырылива, воспользоваться страховым автоматом сможет только тот, кто уже страховался и знает об этом не понаслышке. "А таких в Украине пока что не более 20%", — сетует он.
Прощай, тетя Шура!
Впрочем, по мнению экспертов, решение этого вопроса — дело времени, а точнее, ближайших 2-3 лет. По их прогнозам, до 2010 года темп роста украинского рынка страхования будет составлять 20-25% в год, и для большинства людей страхование станет основным инструментом защиты от всевозможных рисков.
"Мы проводили по данной теме исследование и пришли к выводу, что через год-два наш рынок будет готов к нововведению. А пока что страховые компании займутся приобретением страховых автоматов и развитием их программного обеспечения", — прогнозирует директор департамента организации и развития каналов продаж СК "Универсальная" Эдуард Тупчиенко, пишет газета "Дело".