5 ноября 2008, 14:16

ИТ-бизнес и кризис: акции скачут как блохи

Сегодня только ну очень ленивый не говорит об экономическом кризисе, но так ли он страшен, как его "малюют"? Попытаемся разобраться объективно.

Любой кризис — это новые возможности. Именно с этой "колокольни" и следует рассматривать нынешний.

Да, действительно мировую экономику трясет и штормит, она показывает просто чудеса нестабильности. Фондовый рынок напоминает "американские горки", а отечественный рынок — это скорее "гигантский слалом" или даже трасса скоростного спуска. Говорю это авторитетно, ибо соблазнившись успехами отечественных инвестиционных фондов сам "вложился" в один из них — по рекламе, вроде самый успешный, и теперь с трепетом душевным ежедневно наблюдаю, как мои акции "худеют", облегчившись уже наполовину.

Прогнозы роста ИТ-расходов на 2009 год также далеки от радужных - 2,3% вместо прежних 5,8%, прогнозирует исследовательская компания Gartner. И тем не менее, некоторые из игроков ИТ-рынка еще не почувствовали и не прочувствовали на себе его воздействие, тогда как других кризис уже ударил (и весьма чувствительно).

Анализируя создавшееся положение, можно констатировать, что IBM, например, очень даже выиграла. Объем продаж за 3 квартал (завершился 30 сентября) вырос на солидные 5% до 25,3 млрд. долл., а прибыль увеличилась на 20% до 2,8 млрд. долл. Рост Голубого гиганта подпитывается растущим спросом на ПО (продажи за квартал выросли на 12% до 5,2 млрд. долл.) и услуги (выросли на 8% до 14,8 млрд. долл.). Правда, продажи подразделения Systems and Technology Group (это, главным образом, серверы) снизились в 3 квартале на 10%, даже если принять в расчет 25%-ный рост продаж мэйнфреймов System z. Как бы там ни было, кредитный вопрос IBM не "колышет": корпорация имеет 10 млрд. долларов наличности и может самостоятельно справиться с любым финансовым "штормом".

Выиграла и компания Oracle, сообщившая, что объем продаж за 1 финансовый квартал (завершился 31 августа) вырос на 18% до 5,3 млрд. долл., а чистая прибыль увеличилась на 28% до 1,1 млрд. долл. Единственной "ложечкой дегтя" было снижение роста продаж новых лицензий на приложения. Однако, следуя курсом покупок преспективных стартапов и своего собственного органичного роста, Oracle продолжает наращивать свою долю рынка в таких ключевых областях, как СУБД и прилагаемое к этому ПО. Конечно, Oracle тоже не застрахована от спада, но ее руководители заявляют, что в трудные времена заказчики начинают меньше покупать у мелких вендоров, но не отказываются от главных поставщиков, таких как Oracle. Учитывая, что компания предлагает теперь до умопомрачения обширную линейку продуктов, такой аргумент не лишен оснований.

Среди "виннеров" и компания EMC. Она бодро отрапортовала 22 октября, что продажи в 3 квартале (завершился 30 сентября) увеличились на 13% до 3,7 млрд. долл.; это уже 21-й квартал неуклонного двухзначного роста компании. EMC, серьезно пострадавшая во время краха доткомов в 2001 году, сейчас демонстрирует мало признаков того, что нынешний экономический спад оказывает на нее какое-либо отрицательное влияние. Одна из причин уверенности компании — ее диверсифицированный портфель продуктов, образованный в результате многих покупок и приобретений. Хотя доход от главного бизнеса EMC (в сфере хранения данных) и ПО управления хранением составил 2,9 млрд. долл. в общем объеме продаж за квартал, доход ее подразделения RSA, а также от управления контентом и архивирования и ПО виртуализации VMware вносит все больший вклад в итоговые цифры компании.

Выигравшей можно считать и компанию Sybase. Прошли унылые времена далеких уже 90-х прошлого столетия, когда Sybase плелась позади Oracle, IBM и Microsoft на рынке СУБД, когда многие эксперты уже фактически "отпевали" ее. Однако путем ряда грамотных покупок в области мобильных вычислений (Mobile 365, Avantgo, Extended Systems, Xcellenet) и бизнес-аналитики/ управления данными (Avaki, ISDD, Dejima) Sybase успешно позиционировала себя как вендор ПО и услуг, предлагающий "мобильность и управление информацией". Это отлично окупилось: Sybase сообщила о росте продаж в 3 квартале (завершился 30 сентября) на 11% до 284,0 млн. долл. и повысила свой прогноз дохода и прибыли на весь 2008 год. Доход от ПО обмена сообщениями подскочил на 30% до 44,7 млн. долл., и даже продажи на главном направлении СУБД шли вполне успешно.

Особняком стоит компания Apple. С одной стороны, успешный запуск айфонов и сверхтонкого "эйрбука" вкупе с грамотным маркетингом вселяет уверенность в завтрашнем дне. Apple закрыла свой финансовый 2008 год 27 сентября, сообщив о росте продаж в 4 квартале на 27% до 7,90 млрд. долл. и увеличении чистой прибыли на 26% до 1,14 млрд. долл. Продажи за 2008 финансовый год увеличились на 35% до 32,48 млрд. долл., и компания держит на своих счетах впечатляющую сумму наличности — 25 млрд. долл., что в 2,5 раза больше, чем у IBM. Еще больше впечатляют сами цифры продаж продуктов Apple в 4 квартале: 6,9 млн. трубок iPhone, 11 млн. плееров iPod и 2,6 млн. компьютеров Macintosh. Главный управляющий, "вдохновитель и организатор" компании Стив Джобс заявляет, что не знает, как повлияет экономический спад на продажи, но, учитывая силу бренда Apple, многие потенциальные заказчики скорее подождут с покупкой, чем выберут более дешевую альтернативу. Где-то он прав (сам ожидаю официального появления в Украине "айфонов" по разумным ценам). С другой стороны, фанов "престижно-понтовой" продукции от Apple не так уж и много. Кроме того, решение Стива Джобса удалиться от дел также может оказать негативное влияние на перспективы развития Apple.

Среди "лузеров", не вписавшихся в создавшуюся обстановку, такой гигант хайтека, как Yahoo, сообщивший 21 октября, что продажи в 3 квартале увеличились всего на 1%, составив, правда, почти 1,79 млрд. долл. Масса наличности сократилась на 24%, операционная прибыль — на 53%, а чистый доход составил 54 млн. долл. вместо 151 млн. долл. год назад. До конца 2008 года компания сократит свой штат на 10% (около 1400 чел.). Главный управляющий Джерри Ян и другие топ-менеджеры списывают беды компании на экономику. Но, если быть объективно-честным, то проблемы Yahoo гораздо глубже. Акции Yahoo вяло колышутся вблизи 12 долл., и инвесторы компании вряд ли поминают руководящий костяк компании "незлым, тихим словом", вспоминая отвергнутое предложение Microsoft купить их по 33 доллара.

Единственным успокоением может служить разве что сильный "падеж" акций заклятого конкурента Google: с 431 до 381 долл. (хотя сегодня они уже поднялись до 408, а это 12% и 5,5%, соответственно).

Не может похвастаться успехами и Sun Microsystems. У компании наблюдается чистый убыток за третий квартал при объеме продаж от 2,95 млрд. долл. до 3,05 млрд. долл. (это вместо 3,22 млрд. долл. за тот же период год назад). Sun уволила в этом году сотни человек и, похоже, находится в режиме вечной реструктуризации, особенно в том, что касается ее попыток повернуть свой убыточный бизнес СХД и OEM-сборки в плюсовую сторону.

Еще в июле Lexmark предупредила, что прибыль за 2 и 3 кварталы будет ниже, чем ожидалось — и "как в воду глядела". Компания сообщила, что объем продаж за 3 квартал (завершился 30 сентября) составил 1,13 млрд. долл. (что ниже на 5% того же периода год назад), а прибыль — 36,6 млн. долл. (против 45,2 млн. долл.). Главный управляющий Пол Курландер списал неудачи на "более трудные глобальные экономические условия". Хотя доход в бизнес-сегменте увеличился на 4% до 760 млн. долл., продажи на потребительском рынке упали на 21% (до 371 млн. долл.), отчасти из-за сокращения продаж струйных принтеров. В текущем квартале Lexmark ожидает снижения продаж по сравнению с прошлым годом на 13-15%.

Котировки акций Intel скачут, как, извиняюсь, блохи, не подкованные Левшой: то упали до 17,27, то подпрыгнули до 19,20 долл. Потом было отмечено еще одно падение, но на сегодня акции продаются по 17,89 и растут.

AMD пострадала сильнее: компания потеряла 17% стоимости акций (с 5,16 до 4,29 долл.), а сегодня котировки выросли всего на 1%. Тут, правда, стоит учитывать и то, что акции AMD включают в себя и акции ATI, конкурент которой - NVIDIA - также пострадала. Ее акции подешевели с 11,69 до 10,17 долл., т.е. на 14%.

Не особо верят в "светлое будущее" и инвесторы Apple: они платят за акции компании Джобса на 18,8% меньше (падение со 129,53 до 105,26 долл.).

Относительно легким испугом отделались крупнейшие производители серверов, ноутбуков и ПК: котировки акций IBM, HP и Dell упали на 4,2%, 6,9% и 9,4% соответственно.

Как и следовало ожидать, финансовый кризис в США постепенно распространяется на все фондовые рынки мира и может серьезно ударить по темпам роста рынка IT в целом. Во-первых, корпоративный рынок, несущий серьезные убытки, не сможет тратить большие суммы на обновление парка ПК, усовершенствование инфраструктуры и т.п. Во-вторых, частные покупатели будут намного осторожнее относиться к дорогим покупкам: решение о покупке топового ПК выглядит сомнительным, если тебе грозит попасть под сокращение штата или потерять дом. В-третьих, многие компании, не имеющие значительных финансовых запасов, будут вынуждены приостановить или отменить разработки новых продуктов из-за больших убытков и невозможности взять кредит или получить инвестиции. Многие производители вряд ли выйдут на прогнозируемые ранее показатели прибыли за этот финансовый год.

Вероятнее всего, это не отразится на самых крупных игроках на рынке, по крайней мере, на сроках и вероятности выхода их ближайших продуктов. Процессоры Intel Core i7, AMD Deneb и Shanghai, следующие поколения графических процессоров ATI и NVIDIA уже прошли основные и самые дорогие этапы разработки и не потребуют значительных затрат, которые могли бы вынудить компании приостановить или отложить выпуск. А вот более отдаленные перспективы могут серьезно поменяться.

Ну, а для кого кризис выгоден, так это для покупателей. Ведь нынешняя ситуация с мировой экономикой, которая катится под откос, заставляет компании урезать ИТ-бюджеты и откладывать решения о совершении крупных ИТ-покупок. Поэтому, дабы удержать необходимый уровень продаж, вендоры вынуждены серьезно снижать цены на свои продукты, и ряд экспертов утверждает, что сейчас самое удачное время для ИТ-покупателей, так как они могут купить нужные лицензии и "железо" за гораздо меньшие деньги, чем до кризиса.

В то же время это выгодно и для вендоров, ведь большинство их предложений включают в себя и оплату поддержки.

Оцените публикацию:
  • 0 оценок
Другие аналитические статьи