Политический отказ
Как рассказал СМИ руководитель федерального ведомства Игорь Артемьев, американская Интернет-компания не смогла предоставить российскому регулятору полной информации о структуре своей собственности. "Google вправе подать новое ходатайство", - при этом подкорректировал свой комментарий шеф ведомства.
Со слов господина Артемьева, компании отказали, поскольку в документах, которые были представлены регулятору, "отсутствуют сведения о лицах, способных оказать влияние на осуществление хозяйственной деятельности группы лиц Google, а также полный перечень лиц, входящих в группу лиц Google". Соответственно, нет возможности удостовериться в том, что последствия такой сделки не принесут какого-либо экономического урона стране.
Ранее глава представительства Google в России в комментарии корреспонденту ITnews заверил, что необходимые документы в регулирующее ведомство были поданы в полном объеме. Немного позже тоже подтвердила и представитель офиса Google в Москве Алла Забровская, подытожив при этом, что в компании откровенно разочарованы решением российского регулятора.
Теперь же в Google занялись изучением решения ФАС (Федеральная антимонопольная служба).
Из неподтвержденных источников стало известно, что во время того, пока документы перебывали в ФАС, недовольство этой сделкой выражал премьер России Владимир Путин. Однако в пресс-службе правительства такую информацию опровергли.
Зачем Google Бегун?
Вице-президент, директор по маркетингу и PR холдинга Mail.Ru, Анна Артамонова, уверена, что Google не просто работать на российском рынке: "Google довольно тяжело привлекает новых пользователей поиска в России, - делится своим мнением с корреспондентом ITnews госпожа Артамонова. - Далеко не так все гладко у Google и на рынке контекста. Логично, что компания решила не тратить время на долгую борьбу за долю на обоих рынках, а просто купить ее", - резюмирует она.
Справка ITnews. Компания "Бегун" создана в 2002 году, занимается размещением контекстной рекламы в Интернете. Контролирует по разным оценкам 17-20% российского рынка контекстной рекламы, занимая второе место после "Яндекс.Директ" (45%). По собственным данным, выручка "Бегуна" в 2007 году составила около $43 млн. Партнерская сеть "Бегуна" насчитывает 143 тыс. сайтов.
Согласно оценке Марии Черницкой, генерального директора агентства контекстной рекламы, в случае покупки "Бегуна" Google охватит примерно четверть всего рынка контекстной рекламы. "Тогда как сейчас эта доля примерно 5%", - добавляет госпожа Черницкая.
Согласна с ней и Эллина Юрина, директор центра инвестиций в высокие технологии компании ФИНАМ. По ее словам, после покупки "Бегуна" доля рынка Google могла бы вырасти до 25%. Но какая доля сегодня американской компания на рынке контекстной рекламы России и стран СНГ, госпожа Юрина точно не говорит, мотивируя это так: "Информация по рынку не отличается полнотой - его участники озвучивают разные оценки (в частности, существуют разные оценки объема рынка)".
Еще в 2007 году интернет-компания "Рамблер.Медиа" купила четверть акций у "ФИНАМ", таким образом, став владельцем контрольного пакета акций Бегун.
"Теперь же, если ФАС разрешит эту сделку, согласно договору с американцами, "Рамблер Медиа" купит у нашей компании оставшиеся почти 50%, после чего передаст полный пакет Google", - объяснил пресс-секретарь ФИНАМ Владислав Кочетков. Теперь же по его словам, пока Google изучает решение ФАС, оба владельца "Бегуна" - "Рамблер Медиа" и "ФИНАМ" находятся в режиме выжидания.
Без сделки с Google "Рамблер Медиа" в свою очередь просто не нужны дополнительные активы "Бегуна". Google же пока ищет выход из сложившейся ситуации и также ждет. Впрочем, по мнению некоторых участников рынка, уже в скором времени переговоры возобновятся с новой силой.
Однако понятно и само латентное отношение "Рамблер Медиа" к "Бегуну". В отчете Unicredit Aton говорится, что, не продав сервис, "Рамблер Медиа" не повысит рентабельность по EBITDA.
Справка ITnews. EBITDA (Earnings Before Interest, Taxes, Depreciation and Amortization) — показатель, равный объёму прибыли до вычета расходов по процентам, уплаты налогов и амортизационных отчислений. Показатель рассчитывается на основании финансовой отчётности компании и служит для оценки того, насколько прибыльна основная деятельность компании. Показатель используется при проведении сравнения с отраслевыми аналогами, позволяет определить эффективность деятельности компании независимо от её задолженности перед различными кредиторами и государством, а также от метода начисления амортизации.
Рекламная рокировка
В случае же, если вся эта эпопея развяжется в пользу американской интернет-компании, она может стать самым крупным конкурентом "Яндекс" на рынке контекстной рекламы России (в Украине самый крупный контекстный игрок – Google, тогда как "Яндекс" занимает менее 10%, встречая сопротивление украинской "Меты").
В прошлом году у Google по разным оценкам было около 5% рынка, тогда как у Бегуна - 20,2%. Арифметика несложна – как минимуму 25% рынка, объем которого в 2007 году слставлял 210 млн. долларов – неплохая награда за труды.
На фоне очевидных преимуществ для всех игроков рынка продажа "Бегуна" может негативно отразиться только на оценке "Яндекса", который серьезно раздумывает о проведении IPO на NASDAQ уже осенью нынешнего года. По словам представителя инвестиционной компании "Тройка Диалог" Анны Лепехиной, от примерной стоимости в 2,5 млрд. долларов (именно во столько оценивали компанию до сделки по продаже "Бегуна") ее стоимость может упасть на 500 миллионов.

На днях стало известно, что Федеральная антимонопольная служба России отказала компании Kokuna Holdings Limited, входящей в состав поисковой корпорации Google, в покупке сервиса контекстной рекламы "Бегун".