28 октября 2008, 11:48

"Бегун" не для Google

На днях стало известно, что Федеральная антимонопольная служба России отказала компании Kokuna Holdings Limited, входящей в состав поисковой корпорации Google, в покупке сервиса контекстной рекламы "Бегун".

Политический отказ

Как рассказал СМИ руководитель федерального ведомства Игорь Артемьев, американская Интернет-компания не смогла предоставить российскому регулятору полной информации о структуре своей собственности. "Google вправе подать новое ходатайство", - при этом подкорректировал свой комментарий шеф ведомства.

Со слов господина Артемьева, компании отказали, поскольку в документах, которые были представлены регулятору, "отсутствуют сведения о лицах, способных оказать влияние на осуществление хозяйственной деятельности группы лиц Google, а также полный перечень лиц, входящих в группу лиц Google". Соответственно, нет возможности удостовериться в том, что последствия такой сделки не принесут какого-либо экономического урона стране.

Ранее глава представительства Google в России в комментарии корреспонденту ITnews заверил, что необходимые документы в регулирующее ведомство были поданы в полном объеме. Немного позже тоже подтвердила и представитель офиса Google в Москве Алла Забровская, подытожив при этом, что в компании откровенно разочарованы решением российского регулятора.

Теперь же в Google занялись изучением решения ФАС (Федеральная антимонопольная служба).

Из неподтвержденных источников стало известно, что во время того, пока документы перебывали в ФАС, недовольство этой сделкой выражал премьер России Владимир Путин. Однако в пресс-службе правительства такую информацию опровергли.

Зачем Google Бегун?

Вице-президент, директор по маркетингу и PR холдинга Mail.Ru, Анна Артамонова, уверена, что Google не просто работать на российском рынке: "Google довольно тяжело привлекает новых пользователей поиска в России, - делится своим мнением с корреспондентом ITnews госпожа Артамонова. - Далеко не так все гладко у Google и на рынке контекста. Логично, что компания решила не тратить время на долгую борьбу за долю на обоих рынках, а просто купить ее", - резюмирует она.

Справка ITnews. Компания "Бегун" создана в 2002 году, занимается размещением контекстной рекламы в Интернете. Контролирует по разным оценкам 17-20% российского рынка контекстной рекламы, занимая второе место после "Яндекс.Директ" (45%). По собственным данным, выручка "Бегуна" в 2007 году составила около $43 млн. Партнерская сеть "Бегуна" насчитывает 143 тыс. сайтов.

Согласно оценке Марии Черницкой, генерального директора агентства контекстной рекламы, в случае покупки "Бегуна" Google охватит примерно четверть всего рынка контекстной рекламы. "Тогда как сейчас эта доля примерно 5%", - добавляет госпожа Черницкая.

Согласна с ней и Эллина Юрина, директор центра инвестиций в высокие технологии компании ФИНАМ. По ее словам, после покупки "Бегуна" доля рынка Google могла бы вырасти до 25%. Но какая доля сегодня американской компания на рынке контекстной рекламы России и стран СНГ, госпожа Юрина точно не говорит, мотивируя это так: "Информация по рынку не отличается полнотой - его участники озвучивают разные оценки (в частности, существуют разные оценки объема рынка)".

Еще в 2007 году интернет-компания "Рамблер.Медиа" купила четверть акций у "ФИНАМ", таким образом, став владельцем контрольного пакета акций Бегун.

"Теперь же, если ФАС разрешит эту сделку, согласно договору с американцами, "Рамблер Медиа" купит у нашей компании оставшиеся почти 50%, после чего передаст полный пакет Google", - объяснил пресс-секретарь ФИНАМ Владислав Кочетков. Теперь же по его словам, пока Google изучает решение ФАС, оба владельца "Бегуна" - "Рамблер Медиа" и "ФИНАМ" находятся в режиме выжидания.

Без сделки с Google "Рамблер Медиа" в свою очередь просто не нужны дополнительные активы "Бегуна". Google же пока ищет выход из сложившейся ситуации и также ждет. Впрочем, по мнению некоторых участников рынка, уже в скором времени переговоры возобновятся с новой силой.

Однако понятно и само латентное отношение "Рамблер Медиа" к "Бегуну". В отчете Unicredit Aton говорится, что, не продав сервис, "Рамблер Медиа" не повысит рентабельность по EBITDA.

Справка ITnews. EBITDA (Earnings Before Interest, Taxes, Depreciation and Amortization) — показатель, равный объёму прибыли до вычета расходов по процентам, уплаты налогов и амортизационных отчислений. Показатель рассчитывается на основании финансовой отчётности компании и служит для оценки того, насколько прибыльна основная деятельность компании. Показатель используется при проведении сравнения с отраслевыми аналогами, позволяет определить эффективность деятельности компании независимо от её задолженности перед различными кредиторами и государством, а также от метода начисления амортизации.

Рекламная рокировка

В случае же, если вся эта эпопея развяжется в пользу американской интернет-компании, она может стать самым крупным конкурентом "Яндекс" на рынке контекстной рекламы России (в Украине самый крупный контекстный игрок – Google, тогда как "Яндекс" занимает менее 10%, встречая сопротивление украинской "Меты").

В прошлом году у Google по разным оценкам было около 5% рынка, тогда как у Бегуна - 20,2%. Арифметика несложна – как минимуму 25% рынка, объем которого в 2007 году слставлял 210 млн. долларов – неплохая награда за труды.

На фоне очевидных преимуществ для всех игроков рынка продажа "Бегуна" может негативно отразиться только на оценке "Яндекса", который серьезно раздумывает о проведении IPO на NASDAQ уже осенью нынешнего года. По словам представителя инвестиционной компании "Тройка Диалог" Анны Лепехиной, от примерной стоимости в 2,5 млрд. долларов (именно во столько оценивали компанию до сделки по продаже "Бегуна") ее стоимость может упасть на 500 миллионов.

Оцените публикацию:
  • 0 оценок
Другие аналитические статьи