Однако по мнению представителей Интернет-Ассоциации Украины, предложенная редакция содержит правовые и технологические нормы, способные создать предпосылки для тотального контроля в Интернете. И несмотря на это, законопроект вот-вот обещает стать законом.
Предвыборная истерия, вызванная душераздирающим "делом о педофилах", подхлестнула законодательные инициативы. Так, 22 октября депутаты Верховной Рады приняли в первом чтении законопроект № 3271 от 25.05.2009 "Про внесення змін та доповнень до деяких законодавчих актів України (щодо протидії розповсюдження дитячої порнографії)" (заонопроект Унгуряна). Этот законопроект, а также проект закона № 1340 от 14.01.2008 "Про внесення змін та доповнень до Кримінального кодексу України (щодо захисту суспільної моралі)" (законопроект Москаля), принятый в первом чтении 09.06.2009, 5 ноября будут выставлены на рассмотрение уже во втором чтении. Представители Интернет-Ассоциации Украины (ИнАУ) озабочены скоростью подготовки и принятия столь важного документа, без внесения экспертных правок, учитывающих профильную специфику. Заместитель председателя правления ИнАУ Александр Ольшанский акцентировал внимание, что ассоциация работает с обоими проектами закона с момента их появления, предлагая свои экспертные оценки и предложения по улучшению законодательных документов. Но если по поводу законопроекта Москаля мнение экспертов ИнАУ однозначно: отклонить, то проект закона № 3271 при определенной доработке вполне может соответствовать задекларированной цели (борьбе с педофилией) с максимальным сохранением прав и свобод граждан в Сети.
Так, ИнАУ направила в парламент предложения по исправлению законопроекта №3271.
Среди ключевых моментов эксперты выделили, во-первых, терминологическую несогласованность предложенных определений с нормами международных актов, в частности Конвенции о киберпреступности, ратифицированной Украиной. Эксперты утверждают, что термин “детская порнография”, выписанный в международных документах, намного уже, жестче и соответствует явлению, которому посвящен законопроект. Тогда как под определение, данное в законопроекте Унгуряна могут “подпасть” в том числе семейные альбомы пользователей. “Это закон, - подчеркивают эксперты. - От одной буквы зависит его применение”.
Во-вторых, ИнАУ выступает против тотального наблюдения провайдеров за тем, куда “ходят” клиенты. Законопроект также обязывает пользователей сообщать провайдерам об обнаруженной в Интернете информации, содержащей насилие, порнографию и т п. Эксперты отмечают, что это требование вступает в противоречие с рядом конституционных норм.
В-третьих, ИнАУ возражает против прописанного в законопроекте требования ограничения доступа пользователей к ресурсу, через которые осуществляется распространение незаконного контента “на підставі вмотивованого подання правоохоронних органів”. Эксперты полагают, что эта норма потенциально содержит предпосылки для злоупотреблений. Поэтому они настаивают, что такое ограничение должно осуществлятся исключительно на основании решения суда.
В четвертых, представители ИнАУ считают целесообразным конкретизировать (прописать непосредственно в проекте закона) положения, касающиеся сохранения провайдерами/операторами информации о соединениях своих клиентах. “Без предоставления права Кабинету Министров Украины определения срока, порядка и перечисления такой информации”, - подчеркивают эксперты.
Данные правки ИнАУ направила во все комитеты ВР, адресовав народным избранникам также открытое письмо, в котором призвала их “не допустить нарушения конституционных прав граждан, прислушаться к мнениям специалистов в отрасли информационных технологий и телекоммуникаций и предотвратить создание непрозрачного механизма, который позволит властным структурам на свое усмотрение манипулировать участниками украинского рынка доступа к Интернету”.