Большая часть этих долларов идет на разработку новых продуктов, которые будут радовать наш глаз и облегчать нашу жизнь буквально через пару лет, однако сотни миллионов "зеленых" плавно перетекают в такие сферы, как вычислительная биология, нанотехнологии и фундаментальная математика, которые если и дадут плоды ( а ведь могут и не дать), то лишь через долгие годы.
Тем не менее с прошлого года "троица" решила пересмотреть свои стратегии, перетряхнув свои кадры, обновив директоров по научным исследованиям (в былые времена это называлось научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы — НИОКР) и объявив о дополнительном финансировании долгосрочных исследовательских проектов.
И хотя у этих трех компаний мало общего, все они едины в одном. Прослеживается тенденция сотрудничества с другими компаниями, университетами и крупными заказчиками. А вместе с такой тенденцией приходит новая открытость, которая ускоряет поток идей на рынок.
Краткий экскурс в историю показывает, что хорошие, свежие, новые идеи были нужны всегда. После Второй мировой войны хорошие идеи рождались в относительно небольшом количестве крупных компаний типа IBM, Xerox, General Electric, Bell. Это были своеобразные островки знаний.
В то время университеты не горели особым желанием работать с компаниями, вместо этого полагаясь на федеральное правительство, которое жаждало финансировать научные разработки, которые помогли бы выиграть "холодную войну".
С падением Берлинской стены федеральное финансирование поиссякло, правительство обратило свой взор на технологических гигантов типа AT&T и IBM. В то время уже родилась Силиконовая долина и уже был Интернет.
В результате конкуренция на рынке приобретала все более ожесточенный характер, гиганты уже не могли достаточно вкладывать в долгосрочные проекты, как это было ранее. Деньги шли на конкурентную борьбу и кратковременные разработки.
Однако исследования продолжались за счет новейших технологических компаний, университетов и компаний Европы и Азии, а нередко даже крупных потребителей.
Сегодня никто не может справиться в одиночку с масштабными разработками. Ситуация принуждает большие компании взаимодействовать и сотрудничать даже просто по чисто экономическим соображениям. Кроме того, невозможно блокировать действительно хорошие, нужные идеи.
Фактически и HP, и IBM и Microsoft исповедуют концепцию "открытой инновации", согласно которой хорошие идеи могут рождаться не только в самой компании, но и приходить извне. В свою очередь компании делятся плодами этих идей на рынке со всеми.
Укрупнение проектов
Наблюдаются изменения и в стратегии гигантов. Так, Hewlett-Packard Co. переносит свой фокус (и соответственно финансы) с большого количества "мелких" ($15-20 млн .для них не деньги) проектов на несколько крупных, перспективных в пяти основных исследовательских областях — информационный взрыв, сервисы "динамических облаков", трансформация контента, "разумная" инфраструктура и информационная устойчивость.
Такой подход запланирован на ближайшее 10-летие и включает более мелкие, конкретные разработки, например, в области социальных, квантовых вычислений и так называемых "зеленых" вычислений, связанных с охраной окружающей среды.
Если ранее над проектом работали 2-3 человека при недостаточном финансировании, то теперь над 20-30 крупными проектами трудятся группы по 10-20 исследователей. И в результате новые продукты выходят из стен лабораторий более подготовленными для борьбы на рынке, быстрее и дешевле.
То же самое можно сказать и об IBM. Хотя в целом корпорация нацелена на краткосрочные проекты, ориентированные на конкретные продукты.
В лабораториях НР раньше менее 10% бюджета расходовалось на т. н. "перспективные" исследования (проекты "голубого неба"). По новому стратегическому плану на них сейчас будет тратиться треть бюджета, еще треть уйдет на прикладные исследования и последняя треть на разработку "продвинутых продуктов".
Примером проекта "голубого неба" является "мемристор" (резистор памяти), изобретенный в лабораториях Hewlett-Packard. Это крошечный элемент электроцепи, который сигнализирует и запоминает информацию посредством изменения сопротивления.
Еще никто толком не знает, где он будет конкретно применяться, но специалисты из HP утверждают, что мемристор может найти применение в энергоэффективных цепях и в энергонезависимой памяти, которая сохраняет данные даже после обесточивания системы.
Стэнли Уильямс (Stanley Williams), один из "родителей" мемристора, сказал в свое время: "Открыть что-то новое и фундаментальное в такой зрелой области, как электрика, само по себе большой сюрприз, что имеет огромное значение для будущего компьютерной науки".
Основная тенденция новой стратегии HP заключается в возросшем сотрудничестве с другими компаниями, университетами и венчурными капиталистами. В связи с этим компания даже создала недавно специальный сайт HP IdeaLab, который предлагает возможным партнерам познакомиться с превьюшками исследовательских прототипов.
А в мае текущего года HP объявила глобальный поиск идей в каждой из 5 главных исследовательских областей, обратившись к университетам.. Причем компания хотела бы сотрудничать не от случая к случаю, а на постоянной основе. Никогда еще ранее не было такой открытости, никогда еще эта компания не раскрывала так свои "карты" для внешнего мира.
Однако за всей любовью к “открытой инновации” стоит глубокий бизнес-смысл. Такая стратегия не только позволяет компаниям отбирать “самое-самое” из более широкого ассортимента идей, но и смягчать риски и свои затраты на исследовательские расходы. Вот почему сегодня компании охотятся за головами не только талантливых инженеров, но и академических ученых.
IBM: Больше чем лаборатории
Здания, в которых размещаются научно-исследовательские центры корпорации IBM, по-своему символичны. Они располагаются высоко на холмах вдали от всего. Они чисто физически были спроектированы так, чтобы сохранять идеи от утечки. А если взглянуть на более новые, например, здания Microsoft, Google или даже Intel — все они построены так, чтобы идеи "втекали", а не вытекали из них.
IBM также “уже собаку съела” на исследованиях. Корпорация не сдает свои позиции в таких традиционных областях, как разработки полупроводников, например, однако в последнее время она все больше разворачивает свои исследовательские усилия в области сервисов и технологий поддержки. Кроме того принято пионерское решение поддерживать продукты не “Made in IBM”. Сама жизнь принуждает корпорацию работать в сфере открытых стандартов: Linux, Java, blade-серверы и т.п.
Вскоре после смены руководства в отделе исследований корпорации было объявлено, что IBM потратит свыше $100 миллионов в течение трех лет на каждую из четырех “высокорисковых” основных исследовательских областей, среди которых нанотехнология, “облако вычислений” и центры с выходом в Интернет, интегрированные системы и архитектура чипов, управление целостностью бизнеса через развитие математики и компьютерных наук.
IBM обещает финансировать и другие 15 исследовательских тем (от $30 до 50 млн. каждая), а также другие, более “мелкие” проекты.
IBM расширит сотрудничество с университетами, правительственными учреждениями и другими компаниями, пытаясь повторить свой успех более ранних союзов с университетами в разработке нанотехнологий и полупроводников. А еще IBM будет сотрудничать в области распознавания речи.
Новой фишкой IBM является создание т.н. “коллабораторий”, преимущественно небольших, региональных совместных проектов с университетами, иностранными правительствами или коммерческими партнерами для более глубокого использования знаний местных талантов, финансирования и каналов продаж, чтобы можно было вывести новую технологию как можно быстрее на рынок. Например, в феврале IBM объявила, что создаст нанотехнологическую “коллабораторию” с Саудовской Аравией, чтобы развивать и выводить на рынок разработки в области получения пресной воды, солнечной энергии и инноваций в области нефтехимии.
Марк Диин (Mark Dean), вице-президент IBM по исследованиям, приветствует такие “распределенные” совместные исследования, но замечает: “Когда у вас сотрудники разбросаны по всему миру, необходимо, чтобы люди ощущали себя единой командой. Необходимо чувство семьи в работе над проектом. И в этом нам еще предстоит поработать”.
IBM также не чурается высокорисковых проектов в своих исследованиях. Как вам, например, “Взаимодействие ДНК с углеродными нанотрубками для самосборки цепей”?
IBM хочет также делать бизнес на развивающихся рынках и в новых для себя сферах. Сейчас корпорация напрямую сотрудничает с одной солидной “шоколадной” компанией в области веб-анализа неструктурированных данных, цель которого предсказывать, насколько успешно будут покупать конкретный бренд шоколада.
Microsoft: Университетская модель
Пока компании (та же HP) полагаются на партнерство с университетами, чтобы иметь доступ ко многим основным технологиям, корпорация Microsoft пытается сама создать свой собственный университет.
Действительно, Microsoft Research может со всем основанием утверждать, что уже это сделала. Еще в 1991 году Ричард Рашид (Richard Rashid), бывший профессор компьютерных наук в университете Carnegie Mellon не делал секрета из операционной модели Microsoft Research: “Работа, которую мы делаем, ничем не отличается от того, что делают в Стэнфорде или Беркли, или том же Карнеги Мэллон”.
Microsoft Research выделяется из многих IT-компаний, где каждый исследовательский проект имеет четкую направленность на “продуктовый” результат.
Например, вспоминает профессор Рашид, он начал работу в составе небольшой исследовательской группы над проектом “компьютерное зрение” (машины, которые видят) еще в середине 90-х годов прошлого века, когда ни один продукт Microsoft в то время в такой технологии не нуждался.
Однако через несколько лет “цифра” в фото вышла на первый план и такая технология была воспринята “на ура” в сфере обработки изображений. “Из тех ранних исследований родились Windows Media и аудиовизуальные кодеки. А еще Microsoft Surface полностью базируется на нашей технологии” - говорит профессор Рашид.
Р.Рашид большое внимание уделяет пресловутому “человеческому фактору”, концентрируясь прежде всего на людях. Так, недавно в Кэмбридже (шт.Массачусетс) была создана новая лаборатория, которая будет работать на стыке традиционной компьютерной науки и социальных наук. Причем создана она под одну весьма талантливую женщину – Дженнифер Чайес (Jennifer Chayes). “Если бы не ее энергия и инициатива, вероятно, ничего бы и не было” - говорит профессор Р.Рашид.
Так же как и в вышеупомянутых корпорациях, 272 исследовательских проекта на вебсайте Microsoft Research структурированы с основными продуктовыми линейками, такими как Windows, Office или Xbox. Однако многие из них не имеют явно выраженного прикладного характера и не похожи ни на что из того, что продается в настоящее время. “Мы растем вширь и вглубь, в тех областях, где компьютерная наука пересекается с другими дисциплинами, такими как изучение проблем СПИДа, вычислительная биология, астрономия, науки о Земле и окружающей среде” - объясняет профессор Рашид.
Тенденция к глобальному сотрудничеству и “открытой инновации” не обошла стороной и Microsoft. Лишь за последние два года запущены совместные проекты с Французским национальным институтом по компьютерным исследованиям и контролю; Центром систем и вычислительной биологии университета Трент в Италии; с Барселонским вычислительным центром (Испания), не говоря уже о добром десятке исследовательских центров при крупнейших университетах США.
Университеты сегодня уже тоже не те, что были
Те виды партнерства, которые наблюдаются сейчас (Microsoft Research и др.), вызваны отчасти и тем, что изменилось отношение самих университетов. Это раньше сотрудничество с корпорациями считалось для них зазорным и малопривлекательным. Сейчас оно лишь углубляется и расширяется, что идет на пользу обеим сторонам.
Например, HP работает с вычислительной лабораторией при университете Мичигана над разработкой алгоритмов для динамического распределения ресурсов (частота процессоров, память, полоса пропускания) через приложения в виртуальных средах.
Канг Шин (Kang Shin), профессор компьютерных наук и директор-основатель лаборатории говорит, что университет отлично оснащен для теоретических и математических изысканий, но ему не хватает практического опыта и значительных экспериментальных возможностей (до 50 тысяч серверов в дата-центре), которыми обладает HP.
“Мы работаем бок-о-бок с HP, вместе пишем научные доклады и сообщения, - объясняет профессор Шин. - Мы работаем вместе с тем, чтобы определить настоящие, а не надуманные проблемы. Я думаю, что это важнее, чем деньги, которые мы получаем от HP”.
А чем все это чревато для нашей страны? Так ведь тенденция глобальная, а значит и Украине ее не избежать.