Ещё одна группа учёных заявила о том, что ей удалось провести в лабораторных условиях реакцию холодного ядерного синтеза.
Заслуженный профессор в отставке Йосиаки Арата из Университета Осаки и его китайский коллега Юэчан Чжан из Шанхайского университета представили результаты эксперимента, в ходе которого было зафиксировано не предусмотренное известными законами выделение энергии.
Известный японский физик поместил в специальную ячейку палладий и оксид циркония, а после этого под сверхвысоким давлением «закачал» туда тяжёлый водород — дейтерий. В полученной палладий-цирконий-дейтериевой «плазме» ядра расположены столь близко друг к другу, что, по словам авторов эксперимента, началась реакция холодного синтеза с выделением гелия и энергии. Заключение о том, что реакция в действительности состоялась, учёные сделали на основании замеров температуры внутри ячейки. После ввода дейтерия она поднялась с комнатной до 70 градусов по Цельсию. После того как подача газа была отключёна, температура внутри ячейки оставалась выше комнатной ещё в течение 50 часов. Именно последний замер позволил сделать заключение — «внутри колбочки» происходит реакция холодного синтеза. Происходила ли она на самом деле? Какой-то процесс, по всей видимости, в ходе эксперимента протекал, поскольку химическим путём новый элемент (в данном случае гелий) возникнуть не может.
Большинство физиков считает, что это, конечно, не пресловутый холодный синтез. В частности некоторые учёные говорят, что такая реакция может быть обусловлена свойствами кристаллической решётки палладия, другие — некими квантовыми эффектами при взаимодействии типа «диполь-диполь» (между атомами дейтерия и веществом в ячейке). Что в результатах эксперимента смущает априори, так это отсутствие информации о нейтронном излучении. А ведь зафиксировать эти частицы для исследователей не составляет труда. То есть помимо замеров температуры пока нет ничего конкретного. По словам Джеда Ротуэлла, участника проекта «Ядерные реакции низких энергий», профессор Арата «провёл три дополнительных замера», но детальных данных пока нет. Также он сообщил, что японский учёный не предоставил никаких данных о настройках измерительных приборов. Но все эти сомнения не будут иметь никакого значения, если энергия «на выходе» этого процесса будет превышать все затраты «на входе». Если это действительно так, то кого волнует, «холодный» это синтез или вообще не синтез. Человечество устроит любой источник доступной энергии.
Возможность ядерного синтеза — получения из более лёгкого водорода более тяжёлого гелия, сопровождаемое выделением огромного количества энергии, — для очень небольшой группы физиков стала чем-то вроде Святого Грааля. А для всех остальных — псевдонаучной фантастикой. Тем более что одним из активных пропагандистов этого гипотетического источника энергии был знаменитый писатель Артур Кларк. Считается, что синтез возможен только термоядерный, то есть при температуре в миллионы градусов. Более того, давление в естественном термоядерном реакторе — в Солнце — столь велико, что одной только его температуры (а это 10-15 млн. градусов) для «земной» термоядерной реакции не хватит. Именно поэтому создаются, например, сверхмощные лазеры, способные нагревать вещество до ещё более горячего состояния — около 100 млн. градусов. На этом фоне робкие попытки отдельных энтузиастов холодного синтеза выглядят в лучшем случае как заплыв против течения. Проблема в том, что нет никакого общепризнанного теоретического обоснования такой реакции, в то время как для термояда она существует, так же как существовала ранее для «обычной» ядерной реакции — дело было лишь за техническим воплощением, уточняет журнал «Мембрана», пишет газета Известия