Современный человек в буквальном смысле окружен онлайновой информацией: он читает новости, общается с друзьями, читает блоги и Twitter. Дети сталкиваются с информацией из Интернета практически с самого рождения. Однако не всегда они умеют правильно воспринимать и оценивать корректность и точность такой информации. Доверие к онлайну, критическое восприятие информации из Интернета – это именно то, чего так не хватает современным интернет-пользователям – и взрослым, и детям. Специалисты Microsoft взяли интервью у профессоров Калифорнийского университета Эндрю Фланагина (Andrew Flanagin) и Мириам Мецгер (Miriam Metzger). Эти профессора занимаются исследованием интернет-компетентности и доверия к информации. Ученые исследовали восприятие интернет-информации у детей в возрасте от 11 до 18 лет и их родителей.
Исследование ученых показало, что дети в возрасте от 11 до 18 лет около 14 часов в неделю проводят в онлайне, причем эта цифра – это только чистое общение и онлайн-серфинг, сюда не вошло время, которое тратится на онлайновую переписку или выполнение домашних заданий. Респонденты, принявшие участие в опросе ученых, называли разные цифры относительно использования Интернета – от 1 до 26 часов в неделю. Чем старше дети, тем больше времени они проводят онлайн. Например, дети в возрасте 11 лет в среднем проводят в Сети 8 часов, для 18-летних этот показатель увеличивается в два раза.
Около 75% родителей, принявших участие в этом исследовании, сообщили, что контролируют доступ их детей к интернету разными способами. В 71% семей компьютер установлен в гостиной таким образом, чтобы родители могли видеть, что их дети делают в онлайне, 57% взрослых ограничивают число сайтов, которые могут посещать их дети, 55% ограничивают время, проводимое детьми в онлайне, 25% сообщили, что контролируют использование Интернета другими способами. Чем младше дети, тем больше родители контролируют их онлайновое времяпрепровождение: 94% родителей 11-летних детей контролируют их онлайновые занятия, а для 18-летних отслеживают интернет-занятия своих детей только 45% родителей.
84% родителей сообщили, что хотя бы раз проводили беседы относительно правил поведения в интернете, 45% делают это постоянно, 31% - часто, а 8% - очень часто. Более того, две третьих родителей, принявших участие в опросе, сообщили, что часто сидят рядом со своими детьми, когда те просматривают интернет-сайты, иногда делают это 47% родителей. И в этом случае, чем младше дети, тем больший контроль их онлайновых занятий осуществляют родители.
Авторы исследования отметили, что дети по-разному проводят время в интернете. Они общаются в социальных сетях, играют в игры, смотрят видео и даже покупают вещи. Исследование опровергло существующий стереотип о том, что дети не любят виртуальные миры. Юные интернет-пользователи посещают такие сайты как Second Life или World of Warcraft чаще, чем взрослые. Исследование также показало, что дети, которые тратят много времени в виртуальных мирах, больше склонны зависеть от общественного мнения, лучше учатся и стремятся получать лучшие оценки, тем не менее, проведение времени в онлайне достаточно комфортно для них. Эти результаты противоречат существующему стереотипу о том, что Интернет это способ социальной изоляции подростков, способ убежать от реального мира.
Авторы исследования обнаружили, что более старшие дети больше любят общаться в социальных сетях. Однако такие подростки являются лидерами мнений и в реальной жизни, где они тоже достаточно популярны и активны в общении.
Тем не менее, большинство юных интернет-пользователей являются больше потребителями контента, чем их создателями. Они много времени проводят в Интернете в пассивный способ – читают блоги, общаются в социальных сетях, но мало времени тратят на то, чтобы самим вести блоги или размещать видео в онлайне. Таким образом, для подростков Интернет является, скорее, источником информации, а не способом самовыражения.