Но обо всем по порядку. На прошлой неделе многие абоненты обоих операторов получили сообщения, в которых им в той или иной форме предлагалось перейти в сеть конкурента. В хронологическом порядке первыми SMS получили абоненты life:)". Они получили SMS следующего содержания (использованы скриншоты Сергея Гипша):
После этого life:) ответил своей SMS-рассылкой:
По поводу количества спама операторы заявляют совершенно противоположные цифры. В life:) говорят, что получили от МТС миллион писем и отправили 180 тысяч, а в МТС говорят — наоборот, получили 960 тысяч от life:), отправив на порядок меньше своих.
Что же побудило МТС прибегнуть к боевым действиям? Директор по маркетингу МТС Василь Лацанич объясняет шаг оператора тем, что life:) запустил недобросовестную рекламу по телевидению. "Один из операторов в своей рекламе использует образы явно со сноской на других операторов. Пытаться оскорблять с экрана конкурентов — это довольно слабый ход, когда ничего не можешь сделать другого. До этого никто не мог позволить себе назвать услугу коллеги по рынку словом "мотлох". Мы с таким мириться не собираемся", - говорит Лацанич. Он утверждает, что руководство МТС ранее уже обращалось к life:) с требованиями снять оскорбительную для других игроков рынка рекламу как противоречащую Закону о защите от недобросовестной конкуренции. Напомним, что в статье 7 указанного Закона говорится о недопустимости сравнительной рекламы, которая "содержит сравнение с товарами, работами, услугами или деятельностью другого субъекта ведения хозяйства". С другой стороны, "не признается неправомерным сравнение в рекламе, если приведены сведения о товарах, работах, услуги подтверждены фактическими данными, является достоверными, объективными, полезными для информирования потребителей". Конечно, напрямую в рекламе не говорится о других конкурентах, но и не информируется о достоверных данных. А SIM-карты дрцгих операторов просто называются мусором.
Обращения по поводу рекламы к life:), по словам Лацанича, ни к чему не привели. Оператор также обращался и к другим игрокам рынка, но не увидел поддержки. "Никто не хочет выступить более-менее объединенно по таким вопросам, потому нам пришлось выступить самостоятельно", - говорит Лацанич. Поэтому в МТС решили запустить SMS-рассылку, чтобы остановить конкурента.
В то же время в life:) не обращают внимания на некоторое несоответствие собственной рекламы и называют свою SMS-рассылку ответной реакцией на неоднократные действия конкурента. "Если каждые три месяца посылаются спам-сообщения, мы до этого терпели, но последний раз решили ответить, - говорит Озджан Эрмиш, директор по маркетингу оператора. - Мы пробовали решить этот вопрос, но они не остановились". То есть, после обращений в МТС спам продолжал идти.
Однако, директор по маркетингу МТС заявляет о событиях с точностью до наоборот. Он говорит, что после контактов с противоположной стороной оператор прекратил рассылку, но SMS-спам от life:) на номера МТС продолжал идти до конца дня.
Собственно, не столь важно, кто сколько выслал SMS-спама и кто первым прекратил его рассылать, ведь даже сотня писем может попасть под уголовное наказание. В статье 363-1 Уголовного кодекса говорится: "Преднамеренное массовое распространение сообщений электросвязи, осуществленное без предыдущего согласия адресатов, которое привело к нарушению или прекращению работы электронно-вычислительных машин (компьютеров), автоматизированных систем, компьютерных сетей или сетей электросвязи, - наказывается штрафом от пятисот до тысячи необлагаемых минимумов доходов граждан или ограничением свободы сроком до трех лет". Конечно, для уголовного наказания необходим как минимум выход систем из строя. Но ведь, кроме того, текст, призывающий к отказу от договорных отношений подпадает под статью 10 Закона о нечестной конкуренции: "Склонением к бойкоту субъекта ведения хозяйства является побуждение его конкурентом другого лица, непосредственно или через другое лицо к отказу от установления договорных связей с этим субъектом ведения хозяйства, к невыполнению (расторжению) или выполнению неподобающим образом договорных обязательств перед этим субъектом ведение хозяйства". Недобросовестная конкуренция может быть наказана штрафом до пяти процентов доходов субъекта хозяйствования за предыдущий год.
Конечно, компании могут обращаться друг на друга в суд, Антимонопольный комитет или НКРС. Однако они обе действовали незаконными методами. Поэтому им необходимо задуматься, а стоит ли продолжать подобную порочную практику. Наверное, спорные вопросы лучше решать за столом переговоров, а не в зале суда. Да и быть более ответственными в построении рекламных кампаний.