23 декабря 2009, 13:14

Регулирование должно способствовать конкуренции и защите прав потребителей

На круглом столе в Верховной Раде "Европейский опыт законодательного обеспечения сферы телекоммуникаций" представитель Еврокомиссии Иво Локателли изложил точку зрения европейских структур по вопросам регулирования рынка ИКТ

Давайте остановимся на двух основных темах. Первая - это основополагающие принципы, которые уже существуют. Также я скажу о принципах, которые были введены в рамках новых регулятивных основ, которые только что приняты или даже еще проходят процесс принятия. Эти принципы включают несколько законодательных положений. Есть пять положений: это директивы по гармонизации, рамочная директива, авторизация, доступ и взаимосоединения, универсальные услуги. Это то, что было предоставлено по регулированию роуминга, а также было несколько других решений, где Комиссия предоставляла соответствующие полномочия государствам-членам . И также здесь в придачу идет дополнительная директива по либерализации, которая консолидирует разные правовые элементы, создающие конкуренцию и либерализующие рынок в Европе с 1996-го года. Эти принципы были приняты в 2002 году, а вступили в силу в 2003 году.

Какие тут основополагающие руководящие принципы? Первый - содействие конкуренции и инновациям, обеспечение свободного входа на рынок. Второй - обеспечение интересов и защиту потребителей и их прав. Третий - консолидация внутреннего рынка. Также есть важный принцип, о котором нельзя забывать. Это принцип технологической нейтральности, который обусловлен рынком и технологическими новшествами. Это необходимая реакция на законодательство, на направление политики, регулирующих рынок и услуги на рынке, но это регулирование должно быть систематическим.

Национальное законодательство должно сближаться с европейским. Приближение законодательства на сегодня становится реальностью. Можно принимать телесигнал через наземные средства или через кабель, через спутник или даже через Интернет. Есть несколько платформ, которые конкурируют между собой, но это в принципе однотипные услуги. Традиционное разграничение сетей и услуг, которое существовало прежде, на сегодня уже почти исчезло. Также происходит много изменений относительно того, как потребители на это смотрят. Следовательно, есть необходимость в том, чтобы были регулятивные положения, чтобы охватывать это явление и чтобы была технологическая нейтральность. С учетом этого, мы должны учитывать то, что должно быть две подборки регулятивных положений. Первая будет включать передачу электронными средствами, а другая будет охватывать контент, содержание. И это необходимо, потому что это две подборки регулятивных положений, которые соответствуют двум различным целям: по передаче сигнала и регулятивные принципы по электронным средствам, которые вместе должны способствовать конкуренции, защите потребителей и консолидации внутреннего рынка. А законодательство о содержании должно достигать других задач, например, плюрализма, свободы информации, защищать человеческое достоинство, защищать несовершеннолетних. Эти принципы основываются на централизованном подходе, а именно: есть общие принципы, изложенные на общеевропейском уровне, но затем реализация этих принципов происходит на национальном уровне в каждой стране.

Средствами реализации этой директивы на национальном уровне являются национальные регуляторные органы, которые работают по принципам, которые согласованы между странами, но выносят решения, исходя из местной специфики. Здесь мы видим основные характеристики национальных регуляторных органов. Во-первых, должны быть независимая сеть, и должны быть соответствующие поставщики услуг. Во-вторых, государство может владеть и иметь контроль над операторами. В этом случае должно быть эффективное структурное разделение между функцией контроля и функцией регулирования. Следовательно, деятельность, связанная с владением и контролем, не может быть сопоставлена с деятельностью, связанной с регулированием. Также должна быть прозрачность в деятельности, а именно, чтобы все решения публиковались, чтобы они вывешивались в Интернете, в официальных изданиях. Регулятор должен быть подотчетен тем, кто его назначил. И каждая сторона, которая подвергается влиянию от решений этой структуры, имеет право на подачу апелляции в суд, либо в другой, соответствующий, независимый орган.

Говоря об институциональном построении, я должен сказать, что правовые положения в Европе привносят это на усмотрение государств-членов, и это является частью, скажем так, институционной автономии. В результате по Европе есть различные регуляторные органы, которые имеют различные задачи, например, ОПТА - это голландский регулятивный орган - охватывает электронные средства и вопрос конфиденциальности. В Италии регуляторный орган охватывает и содержание, и электронный обмен информацией, в Великобритании - это орган, ответственный и за электронные средства связи, и за конкуренцию. Но, скажем, в других направлениях, на сколько избираются члены этого органа, кто является председателем, это уже решение выносит каждая страна сама по себе, и это сугубо национальные вопросы.

Рынок в Европе стал либерализован, поэтому процедуры вступления на рынок должны быть как можно проще. Вхождение на рынок не требует предварительного разрешения. Есть общий принцип авторизации, когда оператор решает, что он желает начать свою деятельность, он должен об этом сообщить национального регулятора, о своих намерениях, и это не требует каких-либо решений со стороны регулятора, только будет такое оповещения, просто будет заполнена декларация или заявление с стороны физического или юридического лица о направлениях деятельности. Информация, которая может быть востребована в таком процессе, должна быть ограничена.

Права потребителей, спектр, номерной ресурс - это вопросы лицензирования и авторизации. При необходимости это может помочь избежать какого-либо вмешательства, потому что важно повышение эффективности услуг для пользователей. Также будут соответствующие платы, которые будут связаны с получением авторизации по лицензии. Платы взимаются только в том случае, если есть административные расходы со стороны регуляторов по направлениям деятельности, которыми являются и анализ рынка, и обеспечение соблюдения требований законодательства, выполнение общей авторизации, права на использование, подготовка соответствующего законодательства и т.д.

А что касается платы относительно права на использование спектра, это обычно отвечает потребности обеспечения оптимальности использования ресурса, а этого, как правило, не хватает. И все это должно быть оправдано, прозрачно, без дискриминационных проявлений, и сопоставлено с соответствующими задачами, над которыми работает регуляторный орган.

Переходим к экономическому регулированию взаимоотношений. Это меры, которые необходимы, чтобы были равные условия игры на рынках. Раньше там были монополии и была другая структура. Но на сегодня уже все изменилось, и многие другие операторы приобрели большое влияние на рынок. И есть концепция, гласящая, что можно потерять все, если конкуренция неэффективна. Это исходит из принципа конкурентного закона в концепции доминантности, указанной в прецедентном праве Европейского суда.

Национальный регуляторный орган, исходя из сравнительного анализа национального рынка, может определиться, является такой-то оператор доминирующим на рынке или нет. Это можно установить не просто путем изучения доли на рынке. Здесь критерии зависят от того, сколько есть характеристик. Например, если рассматривать один рынок, то можно рассматривать, сколько имеется линий передачи информации или сколько имеется поступлений. И регулятор пересматривает рынок, происхождение звонков и завершение вызовов, сколько линий, сколько пользователей, сколько звонков, сколько минут уходит на звонки и т.д.

Также есть другие критерии измерения масштаба деятельности предприятий, которые соотносятся с размером, контролем, инфраструктурой. Но это уже не простой анализ, там может быть дублирование, может быть вертикальная интеграция, может быть отсутствие конкуренции.

При этом, поступление на рынок может быть довольно простое. Обычно мы говорим в рамках Комиссии, что оператор, у которого есть определенная доля на рынке, примерно 40 процентов, может рассматриваться как серьезная сила на рынке, а оператор у которого доля на рынке ниже, чем 25 процентов, - вряд ли может считаться существенной рыночной силой. Оператор же, у которого доля на рынке составляет более 50 процентов, будет доминирующим, за исключением некоторых обстоятельств, когда, например, он теряет рыночную долю, либо рынок не стабилен.

Как мы регулируем эти рынки в Европе? Во-первых, какие рынки подпадают под конкретные отраслевые сектора, на которых осуществляется регулирование? Несколько рынков, где нет регулятивного вмешательства - это рынки, где конкуренция и законы о конкуренции выполняются должным образом. Итак, рынки определены на основе рекомендаций Европейской Комиссии, которая определяет рынки, подпадающие под влияние регулятивных решений.

Национальные регуляторные органы проводят рыночный анализ. Далее, какие компании являются операторами с существенным влиянием на рынок? Мы должны получить сообщение из Европейской Комиссии, которая имеет право вето, что касается рыночного анализа и назначения оператору статуса субъекта со значительным влиянием на рынок. Далее - каким критериям должны отвечать эти операторы.

Есть такие орудия в национальных органов регулирования и мы выдвигаем определенные обязательства для операторов. Важно заметить, что когда рынок становится эффективным, то эти обязательства должны быть устранены и мы увидим это на последующих слайдах.

Вот это оружие есть на сегодня в распоряжении национальных регуляторных органов. Здесь есть ряд обязательств: отсутствие дискриминации, прозрачность, подотчетность и есть еще один принцип того, что такие обязательства должны быть наложены на основе проблем, который определил национальный регуляторный орган. Они должны быть пропорционально установлены и оправданы, чтобы достигать регулятивных задач, стоящих перед национальным регуляторным органом.

Как я уже говорил, рынок становится все более конкретным, и различные обязательства должны быть скорректированы, а затем в дальнейшем устранены. Например, если возьмем учет расходов, мы должны видеть, какие фактические расходы на те или иные услуги. Мы должны брать на себя бремя доказательств того, что эти расходы не превышают доходную часть оператора со значительным воздействием на рынок. Орган имеет также ввести такую систему учета затрат, которая будет отличаться от той, что использует сам оператор, описание этой системы учета расходов должно быть доступным для людей. Он должен быть опубликован в информационных изданиях, и там могут быть указаны различные варианты разнесения расходов, категории расходов, скажем, которые там используются, и т.д. Третий орган, который может быть - это аудиторская контора или сам национальный регуляторный орган, если у него есть технические возможности и навыки для аудита. Он может проводить и должен проводить аудит, систему учета расходов и счетов, чтобы установить, принципы системы выполняются и не нарушаются. И тогда аудиторы должны ежегодно предоставлять отчет о том, что счета такого-то оператора соответствуют системе и положению.

Хочу обратить внимание на универсальные услуги. Что это означает? Это регулятивные положения, которые используются для того, чтобы граждане конкретной страны получали бы электронные коммуникационные услуги по нормальным ценам в национальных условиях, в независимости от того, где они расположены. Существующие принципы по этим услугам является частью универсальных услуг, это подключение к публичным сетям, также телефонные, традиционные телефонные линии, АТС и соответствующие справочники, также, варианты для услуг, для инвалидов или бедных потребителей.

И также хочу подчеркнуть следующее, что здесь есть определенная последовательность, которую можно проследить. Сначала мы определили конкретную подборку услуг, и следует назначить затем оператора. И не во всех странах-членах есть операторы, которые предназначены, чтобы предоставлять универсальные услуги. В Германии, Швеции, Люксембурге нет такого назначенного оператора. Итак, рынок уже сам предоставляет услуги при нормальных расценках по всей стране.

Во-вторых, должен быть расчет чистых расходов, который будет включать косвенные поступления по назначенному оператору, выгоду от того, что вы есть определенный оператор, например, лояльность потребителей, корпоративную репутацию. Эти счета, чистые расходы должны проходить аудит. И по результатам аудита уже можно будет установить, достаточное ли там есть бремя, то есть чистые расходы являются довольно небольшими или они серьезны для этого оператора. И также поставщик универсальных услуг имеет право на компенсацию, которая может использоваться по-разному. Например, если это государственные средства, некоторые страны-члены по закону имеют право использовать только государственные средства, чтобы покрыть чистые расходы по универсальных услугам. В противном случае страны-члены могут учредить общий механизм, а именно: они могут собирать поступления средств от всех операторов рынка — такие отчисления и такой механизм, который устанавливается для новичков на рынке. Это может быть определенный порог, который привязан к объему поступлений по новым операторам, появившимся на рынке. По европейскому опыту мы видим, что довольно немного стран-членов установило у себя такой компенсационный механизм. Это сделали Франция, Италия, Испания, Румыния, Бельгия, Чехия, но на небольшую часть таких универсальных услуг. Эффективный механизм компенсации действительно существует, однако для этого требуются длительные административные процедуры, апелляции по разным процессам, и все это должно быть завершенным до того, как будет результат.

Сейчас мы пересматриваем сферу электронных видов связи, уже достигли согласия, и официальное принятие состоялось 25 ноября этого года, когда Европарламент и Совет подписали новые правовые положения, которые вступили в силу. И страны-члены должны имплементировать эти положения в свое законодательство до июня 2011 года.

Есть еще две дополнительные директивы, принятые как поправки. Первая из них - это директива, которая вносит поправки в механизм авторизации, взаимосоединения, входа на рынок. И вторая директива о правах граждан, и она является поправкой к директиве по универсальным услугам и директиве по конфиденциальности.

Какие же изменения внесены? Во-первых. В сфере защиты потребителей есть несколько важных изменений, которые призваны укрепить права потребителей. Конкуренция дала больше хороших результатов для потребителей. Они больше получают за свои деньги, снижаются цены в течение лет на эти услуги. Но мы должны также признать, что рынки стали довольно сложными, обслуживание потребителей, различные программы для потребителей не сопоставимы по ценам. Следовательно, этот пересмотр вносит такие меры, которые призваны решить эту проблему. Операторы должны предоставлять официально свои тарифы третьим сторонам, третьи стороны должны иметь доступ к этим данным, и таким образом будут интерактивные отношения. Потому что иначе, если такого не будет, то национальный регуляторный орган может сам обеспечить такие интерактивные справочники для потребителей, чтобы они имели возможность сравнить цены, расценки разных операторов.

Что касается контрактов, то по существующим принципам контракты также дорабатываются, и там теперь будут такие позиции как качество услуг, условия, относительно того, являются ли определенные услуги пригодными или нет, далее управление трафиком и т.д. Таким образом, новые требования уже более сответствуют не сервисам, связанным с телефонными линиями связи, а скорее с интернет-средой.

Второй важный элемент - это доступ к горячим линиям, например, линии аварийной связи. Насколько я знаю о правительственном решении, в Украине также вводится номер 112, который будет введен во всех региональных центрах в преддверии Евро-2012.

Оцените публикацию:
  • 0 оценок
Другие аналитические статьи