4 мая 2006, 15:57

Доказан парадокс в науке!

Учёные обнаружили свидетельство непостоянства природной константы. Группа физиков из нидерландского университета Фрейе, Физико-технического института имени А.Ф. Иоффе и Парижского астрофизического института нашла свидетельство, что со времени младенчества Вселенной одна из природных констант изменилась, сообщает сайт Мембрана.

Речь идёт о "мю" (μ) - отношении масс протона и электрона. Если результаты нового эксперимента верно интерпретированы, то за последние 12 миллиардов лет μ уменьшилась на 2 тысячных процента (текущее значение этой константы 1836,153).

Проявилось это изменение в разном поглощении света водородом: в космосе (изучался свет, выпущенный двумя далёкими квазарами и прошедший через холодные межзвёздные водородные облака) и в лаборатории (лазерные лучи прошедшие через лабораторную установку).

Поскольку длины поглощаемых водородом волн зависят от значения μ - крошечное отличие в измеренных длинах (но больше, чем ошибка измерений) говорит об отличии этой константы в прошлом, что добавляет ещё один кирпичик в пользу набирающих популярность представлений, будто природные константы - и не константы вовсе, и за миллиарды лет могут постепенно меняться. Сами процессы поглощения света в случае с квазарами и лабораторным опытом как раз разделяли миллиарды лет.

Ранее учёные обнаружили свидетельство непостоянства другой постоянной - альфы - постоянной тонкой структуры. И то, и другое наблюдение говорит в пользу теории струн, предполагающей такие космологические изменения на протяжении развития Вселенной. Непостоянство констант может быть отражением наличия в природе дополнительных пространственных измерений.

Потому данное открытие вполне может служить ещё одним поводом для пересмотра текущих представлений об устройстве Вселенной.