В этот день они будут пить пиво (напиток настоящих программистов), взламывать банки с консервами (еда настоящих программистов) и делиться своей радостью с окружающими. В свою очередь, друзьям не запрещается поздравлять их и дарить приятные (и/или полезные) подарки.
Программистами обобщенно называют категорию специалистов, занимающихся разработкой алгоритмов и программ на основе математических моделей. Программисты, как правило, всегда востребованы, имеют хороший заработок («свой кусок масла на свой же кусок хлеба), а также возможность постоянного профессионального усовершенствования. Они могут работать в научно-исследовательских центрах, IT-компаниях, а также в организациях, в структуре которых предусматриваются отделы программистов.
Сколько у нас в стране виртуозов софта — одному Богу известно. Оценки же людей колеблются и причем довольно сильно: от 12-15 до 100 тысяч профессионалов софта. Факт тот, что ежегодно украинские вузы выпускают до 30 тысяч IT-специалистов, а их все равно не хватает.
Вообще-то обычно программисты отмечают свой профессиональный праздник (который все никак не станет официальным) 13 сентября, и дата эта была выбрана не случайно: 13 сентября является 256-м по счету днем в году. Однако несложно догадаться, что в високосном году День программиста празднуется аккурат 12 сентября. Ну, а почему 256? Так это же святое для всех тружеников клавиатуры число, поскольку оно представляет собой двойку в восьмой степени. Именно столько значений может принять обычный байт, основной «кирпич» программирования. А еще «256» - это «100» в шестнадцатиричной системе исчисления («0x100»). А кроме того, это максимальная степень числа 2, которое меньше 365.
Зачастую слово «программирование» и все, с ним связанное, ассоциируется у обычного человека исключительно с персональным компьютером, однако это далеко не так. Ведь практически каждое сложное электронное устройство — от пульта дистанционного управления до сложных промышленных станков с программным управлением — в свое время прошли через руки специалистов по программированию.
И в повседневной жизни мы практически ежечасно сталкиваемся с тем, что «натворили» программисты. Их творения и в телевизорах, и в современных радиоприемниках, и в мобильных телефонах, и в плеерах, и... да легче будет перечислить сферы нашей жизни, где еще не «шурупили» мозги программеров. В настоящее время, пожалуй, ни одна профессия не охватывает столь широко сферы нашей жизни.
Справедливости ради надо отметить, что пока еще этот праздник целиком и полностью виртуален (государство не спешит признавать заслуги компьютерщиков перед обществом официально), однако плоды трудов наших (и не наших) программистов весьма и весьма реальны. Роль программистов в современной повседневной жизни трудно недооценить. С одной стороны, данная профессия (по объективным причинам) становится массовой, а с другой стороны — это «сливки» современного общества, его авангард и (не побоюсь этого слова!) элита.
Компьютер без программы — просто железный ящик с электронной «начинкой». Чтобы ПК заработал, заиграл радугой цветов на столе дизайнера, россыпью цифири на бухгалтерском столе, чтобы комп издавал звуки и выдавал данные, ему «кровь из носа!» необходимо программное обеспечение. Если не выражаться заумно, то программа (она же софт) — это , просто набор цифр. Но не произвольный, а в форме алгоритма, который позволяет компьютеру выполнять ту или иную задачу. Естественно, что программ в наше время требуется «вагон и маленькая тележка». Тут и заблаговременно установленные (проинсталлированные) и выдающие уже готовые результаты, и такие, что оставляют простор для индивидуального творчества, скажем, для создания простеньких мультов на домашнем компьютере о пользе мытья рук перед едой (для подрастающего поколения). Миссия же других — стократно важнее: управление сложными производственными линиями, атомными реакторами и еще фиг знает чем.
Программное обеспечение (ПО, софт) наиболее востребовано в таких отраслях как: промышленное производство, банковская сфера, торговля и различные сервисы, транспорт, телекоммуникации, научные исследования и образование, финансы, медицина, средства массовой информации. Программирование сочетает в себе элементы искусства, науки, математики и инженерии.
Так уж получилось, что Украина стала одним из поставщиков мозгов для Силиконовой долины. Приятно, однако, что нас ценят ТАМ, и огорчительно, что недооценивают ТУТ.
Хотя нам есть, чем гордиться: задачу, которую индийские специалисты решают коллективом в 10 человек, украинский программер может осилить в одиночку. Почему? Различные ментальность и образование.
Украинская индустрия ПО вышла из базы, заложенной еще при Советском Союзе. В отечественной школе большое внимание уделяется алгоритмам, на основе которых строятся программы. Поэтому наши программисты сильны именно в оптимизации выполнения задачи, что приводит к более высокому качеству программ.
В Украине много умных молодых людей, которые эти программы пишут. И с успехом продают их на Запад. Ибо там платят дороже. А на Родине украинский софт востребован слабо, хотя тенденции последнего времени показывают перелом к лучшему.
Украинское программирование сегодня в преобладающем большинстве — это подпольная, а, стало быть, беспошлинная и безналоговая круговерть. Сидит себе хлопец на дому, шевелит мозгами, ваяет нетленную прогу и затем через Интернет отправляет. Дяде, которого он и в глаза не видел (и, возможно, никогда и не увидит). «Дядя» исправно перечисляет таланту вознаграждение на кредитную карточку (причем, нередко эммитированную западным банком) или интернет-деньгами. Частенько уже несколько талантов («диких» программистов) объединяются во временные работчие группы, снимают квартиры, которые используют в качестве офиса (программеры — народ непривередливый!) на время выполнения проекта. Потом группы распадаются. Каждый («волка ноги кормят») ищет новый заказ. На поиски в среднем уходит до двух месяцев.
Тем временем родная страна вывозит за свои пределы сталь, зерно и химикаты, а до продукции интеллектуальной, предполагающей куда меньше затрат и куда большую прибыль, все как-то руки не доходят.
По самым скромным подсчетам экспертов, объем «черного» экспорта ПО из Украины к 2010 году составит около пяти миллиардов долларов (это то, что буржуины заплатят нашим хлопцам за их мозги). При поддержке же родного государства за 7-10 лет эта цифра могла бы вырасти и до 30 миллиардов (а это, на минуточку, сумма всего экспорта страны в не таком уж далеком от нас 2004 году).
Справедливости ради надо отметить, что объем мирового рынка оффшорного программирования (то есть, такого, которое «вааще» неплатит налогов) тоже уже приближается к 30 миллиардам долларов, и каждый год эта сумма увеличивается примерно на треть. Добрая половина ее приходится на Индию, где программистов аж 10 миллионов. Украине с Индией конкурировать не надо. Мы и так уже в ТОП-20 мировых производителей ПО.
Отечественные компании, не имея возможности открыто работать на внутреннем рынке, изощряются, ищут лазейки и пробелы в существующем законодательстве и «чин-чинарем» создают филиалы за пределами Украины: в той же Силиконовой долине или на гостеприимном для деловых людей Кипре.
Уже и «коню понятно», что потенциал отрасли производства ПО чрезвычайно огромен. Однако ее сегодняшняя непрозрачность сдерживает дальнейшее развитие. А страдают от этого все: и разработчики, и государство, которое недополучает миллионы в виде налогов. Украинские компании-разработчики софта готовы легализоваться, но взамен хотели бы получить реальную поддержку государства в виде снижения и упрощения налогов.
Однако государство само загоняет отрасль в глубокую «тень».
А взяла бы Украина на вооружение опыт Индии, Израиля, Сингапура, Канады (где, кстати, действует независимая эмиграционная программа для программистов) — уже к 2010 году в стране бы появилось до 100 тысяч новых рабочих мест. К тому же, легализация отрасли привела бы к накоплению в Украине интеллектуальной собственности и увеличению капитализации (рыночной стоимости) компаний. Ну, и самое главное — на наш рынок, наконец-то пришел бы венчурный капитал — деньги, которые целенаправленно вкладываются в hi-tech инновации.