Как говорится, "Кому кризис, а кому мать родная". В смысле кто-то теряет (работу, как 10000 работников Google – полный список компаний весьма велик), а кто-то находит (в мутной воде кризиса шансы поймать "золотую рыбку" повышаются многократно).
Надо просто быть оптимистом и твердо усвоить, что прежде всего любой кризис — это очищение бизнеса, это возможность взглянуть на себя со стороны, другими глазами, поискать внутренние резервы, обнаружить для себя новую нишу на рынке. Кризис — это лучшее время, чтобы почистить себя, освободиться от ненужного балласта, перегруппироваться и "плыть в революцию дальше" (революция в данном случае имеется в виду "научно-техническая", "хай-течная").
И примеров тому "несть числа". Так, в июле 1993 года, когда американская экономика также переживала далеко не лучшие свои времена, Том Сибел (Тom Siebel) основал компанию Siebel Systems, которая предложила рынку программное обеспечение для управления корпоративными продажами. В то время рынок для такого продукта был новым и не освоенным. Однако Том считал, что лучшего времени не найти.
Рабочая сила была дешевой, арендная плата за офисы скатилась вниз, "железо" стоило копейки (в смысле американские "копейки"). Том нашел безработных софтверщиков, не заламывавших несусветные "бабки" за свой скромный труд, снял вполне приличный офис в Пало-Альто за "смешные деньги" (11 центов за квадратный фут — эх, нам бы такие цены!) и приобрел необходимую (пусть и "бэушную") оргтехнику (компьютеры и прочее) на аукционах, проводимых компаниями, которые были весьма уступчивы в связи с отсутствием толпы покупателей. Том не жировал: сам работал за дешевым раскладным столом. Режим суровой экономии позволил Тому не выйти по расходам за рамки одного миллиона долларов к тому времени, когда в 1995 году был готов первый релиз инновационного продукта его компании. Конкурентов у него практически не было. Фондовый рынок к тому времени уже воспрял духом, и когда в июне 1996 года компания Тома Сибела вышла на IPO (свободное размещение акций на бирже), дебют оказался как нельзя кстати и очень успешным. Вскоре Том Сибел стал одним из богатейших людей в США. И все благодаря экономическому спаду. "Это было отличное время, чтобы начать бизнес и основать компанию", - говорит Том.
Когда мировые экономики (а нынешний кризис впервые является глобальным) испытывают глубокий спад и катятся в "тартарары", немногие видят признаки надежды. Однако есть такая категория смелых до отчаянности изобретателей и предпринимателей, которые считают нынешние условия просто идеальными для деловых возможностей. В такое время бизнесу (особенно инновационному) предоставлен великолепный шанс — и грех таким шансом не воспользоваться. В периоды экономических потрясений люди забывают о бутербродах с икрой и пирожных и готовы работать "дешево". Просто компании зачастую слишком зацикливаются на решении "внутренних" проблем и прежде всего ищут пути сокращения расходов, вместо того, чтобы сосредоточиться на изучении новых рынков для существующих продуктов и разработки новых товаров и услуг, способных "взорвать" рынок, как только наступит очередь следующего бизнес-цикла — экономического оживления.
Вот почему венчурные капиталисты из всевозможных венчурных инвестиционных фондов, встречаясь со своими "нервными" (в последнее время) инвесторами, советуют последним придерживаться выбранного курса, сохранять нервы и спокойствие. У любой компании при правильно выбранной стратегии выживания в кризисе есть мощный скрытый потенциал, позволяющий резко "рвануть" вперед, как только рынок оправится от финансово-экономических потрясений.
Для американцев самым памятным и незабываемым суровым испытанием в современной истории была, безусловно, Великая Депрессия. Однако и тогда некоторые фирмы не побоялись рискнуть (а бизнес — это ведь всегда риск!) и сделали огромные ставки, которые изменили не только их, но и страну в целом. Так, корпорация Du Pont свернула до лучших времен свои фундаментальные научно-исследовательские разработки, сосредоточившись на производстве потенциально прибыльных инноваций. В результате появился нейлон и целая "нейлоновая эпоха" - от парашютов до женских чулков и мужских рубашек. Нейлон распространился по всему миру и обернулся многомиллиардными прибылями дальновидному руководству "дюпоновцев", а также приличными дивидендами терпеливым акционерам компании.
Когда конкуренты IBM сокращали расходы на научно-иссделовательские и опытно-конструкторские разработки (НИОКР), Томасу Уотсону (Thomas Watson) удалось убедить принимающих решения руководителей корпорации, наоборот, построить и открыть новый исследовательский центр. Как оказалось со временем, это пошло только на пользу компании. В смутные времена авиационная корпорация Douglas Aircraft дебютировала на рынке воздушных судов "изделием" DC-3, самолетом, который в течение последующих четырех лет перевозил 90 процентов пассажиров коммерческих авиалиний и фактически был монополистом в воздухе. Да и телевидению в его нынешнем виде во многом помог именно экономический кризис.
"Отличные темпы роста экономики в период после Второй мировой войны во многом были обусловлены внедрением инноваций, разработанных именно в годы Великой Депрессии", - говорит Рик Шостак (Rick Szostak), специалист по истории экономики и технологий из Университета Альберты.
Это отнюдь не означает, что крупные новые идеи возникают из-за экономических беспорядков. Действительно, нет данных, показывающих связь между серьезными технологическими прорывами и экономическими условиями. Просто при глобальном недостатке финансов чистая конкуренция как-то уходит на задний план.
Некоторых именно стресс жестко подхлестывает самым удивительным образом, заставляя концентрировать внимание на поиске путей вперед. Ведь именно в период экономического спада Билл Хьюлетт (Bill Hewlett) совершил казалось бы невозможное: создал и наладил производство карманных калькуляторов, заполонивших впоследствии всю планету. Кризис "доткомов" в 2001 году холодным душем окатил hi-tech и Интернет-индустрию, и стимулировал порой рискованное, но свежее мышление многих стартапов, затем развившихся в зрелые бизнесы, без которых мы не мыслим свое существование в наши дни.
Кстати, и культовые изделия Apple (iPod и iPhone) разрабатывались тогда, когда американская экономика уже "чуяла" холодное "дыхание" надвигающегося кризиса.
Как видите, история показывает, что не так страшен кризис, как его "малюют" (особенно вездесущие средства массовой информации). И нынешняя ситуация в мировой экономике не является исключением из общего правила. Просто надо сгруппироваться (или перегруппироваться), сосредоточиться на главном и работать. Многие технологические инвестиции, сделанные в последние несколько лет, окупятся независимо от того, что происходит с мировым бизнесом.
Одни лишь разработки и инновации в области био(нано)технологий неминуемо принесут дивиденды (и притом довольно солидные), и на их основе раскрутится целая отрасль высокотехнологичной индустрии.
Уже знакомый нам Том Сибел из когорты "хомо сапиенсов", которые твердо верят в постулат "кто не рискует, тот не пьет шампанского", живет именно так. Еще в 2005 году Том успешно продал Siebel Systems корпорации Oracle и с тех пор работает над персональными проектами. Однако сейчас Том начал сбор резюме кандидатов и поиск подходящего офисного помещения в Силиконовой долине для своего нового стартапа. Т.Сибел пока весьма "застенчив" и предпочитает не распространяться о подробностях своего нового бизнеса. Однако, по его же собственным словам, сложившаяся экономическая ситуация весьма "возбуждает".
"Такое у меня уже было" - говорит Том. "Оглянитесь — сколько вокруг хороших специалистов, офисы по сходной цене, многие компании просто в растерянности, потому что они считают, что рынок "упал", и все катится куда подальше. А я считаю, что нет времени лучше!"
Хотелось бы, чтобы и отечественные бизнесмены (включая, безусловно, и "бизнесвумен"), знающие о Великой Депрессии лишь понаслышке, не отчаивались и не падали духом. Законы Бизнеса — одни для всех, и дорогу к Успеху осилит идущий!