16 марта Киев принимал Международную конференцию по открытым государственным данным. Это было первое тематическое мероприятие такого уровня, где более 150 представителей государственных органов, ИТ-специалистов, общественных активистов, международных экспертов собрались вместе для обсуждения путей и перспектив развития открытых данных в Украине.
В конференции приняли участие 22 эксперта не только из Украины, но и Польши, Хорватии, Молдовы, Латвии, Эстонии, РФ, США, Австралии, Италии, Швейцарии и т. д. Незадолго до конференции Верховная Рада приняла в первом чтении ожидаемый законопроект «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно доступа к информации в форме открытых данных и повторного использования информации», поданный в Парламент по инициативе Президента Украины как часть инициативы «Цифровая Украина». Данный закон обяжет государственные органы обнародовать свои данные на едином Национальном портале открытых данных во всемирной сети. Для этих целей волонтеры из украинского ИТ-сообщества SocialBoost создали в 2014 году портал data.gov.ua.
Главная цель конференции - продемонстрировать гражданам Украины и мировому сообществу, что внедрение системы открытых данных действительно стоит на повестке дня в Украине и является частью многовекторной стратегии развития государства. Спикеры рассказали об опыте других стран, дальнейших практических шагах правительства в сфере открытия данных, самых актуальных темах спроса на государственные данные со стороны общества и неправительственных организаций, мотивировании ИТ-разработчиков к сотрудничеству, а также продемонстрировали возможности открытых государственных данных в создании социально полезных приложений.
Эксперты определили трудности, с которыми они сталкиваются при воплощении в жизнь принципа открытости государственных данных, назвали возможные риски на основании международного опыта, а также привели примеры кейсов, которые стали успешными в нынешних украинских реалиях.
Александр Риженко, председатель Государственного агентства по вопросам электронного правительства Украины, заверил собравшихся, что принятие закона позволит государству двигаться намного быстрее в сфере открытия данных. “В обществе существует огромный спрос на открытые государственные данные. Мы надеемся на понимание другими участниками процесса тех трудностей, с которыми сталкивается государство при согласовании документов, и приглашаем присутствующих выработать общие шаги для преодоления этих проблем”.
Инита Пауловича, заместитель Постоянного Представителя ПРООН в Украине, выразила надежду, что принятие указанного закона будет содействовать скорейшему демократическому развитию украинского государства: “Революция Достоинства зимой 2013-2014 г. продемонстрировала огромный общественный спрос на открытость, подотчетность и прозрачность власти на всех уровнях. Этот спрос вместе с задекларированной политической волей к открытию системы управления распахнул Украине окно возможностей по системному открытию правительственных данных согласно международных стандартов”.
Максим Ключар, эксперт Программы развития ООН в Украине рассказал, что “содействие развитию подотчетности и прозрачности органов власти всегда являются приоритетами в деятельности ПРООН. В течение многих лет в Украине проводилась работа относительно открытия государственных данных, в том числе, путем поддержки социальных инициатив, основанных на открытых государственных данных, поскольку это является действительно важным для осуществления демократии. В Украине впервые в ее истории сложились условия, когда правительство будет вынуждено стать открытым. Процесс такого открытия не будет легким, ведь для действительных изменений нужно поменять сознание как многих чиновников, чтобы они понимали, зачем открывать данные, так и граждан, чтобы те умели и имели желание ими пользоваться”.
Евгений Быстрицкий, исполнительный директор Международного фонда “Возрождение”, разъяснил, что “открытые данные — это не просто технический инструмент доступа к определенной информации. Это и способ контроля гражданами открытости и отчетности правительства, государственных и бизнес-структур, участвующих в госзакупках. Главное, что открытие данных дает нам инструмент борьбы с коррупцией. Поэтому фонд давно поддерживает этот процесс”.
Во время конференции неоднократно затрагивался болезненный для большинства граждан вопрос так называемых «отписок», являющихся обычной реакцией государственных учреждений на любое обращение. Участники приводили примеры того, что чиновники требуют объяснений по каждому запросу данных и, если и реагируют на такие запросы, то в такой форме и в такие сроки, когда ответ уже никого не интересует. Проблема сопротивления чиновников идее публикации данных была поднята во время одной из панельных дискуссий. Ее участники сошлись во мнении, что возможным методом мотивации чиновников может стать разъяснение им причинно-следственной связи «публикация данных — выработка на их базе социально полезных программ — прибыль ИТ-компаний — налоги в бюджет».
Михаил Шмелев, директор технологической политики «Microsoft Украина», объяснил, что он лично и компания, которую он представляет, активно поддерживает общественные инициативы, направленные на открытие государственных данных. «Что такое государство? Это специалисты, которых мы с вами наняли себе за наши налоги. Государство должно предоставлять нужные нам услуги, а не спрашивать нас о том, зачем они нам нужны. Государство можно сравнить с машиной, а открытые государственные данные — это ее приборная панель, без которой водитель не может нормально двигаться. Представьте, что для проверки уровня топлива или скорости, с которой вы ехали, вам придется каждый раз посещать СТО», - подчеркнул Михаил.
Одним из обсуждаемых вопросов было определение прибыльности и измерение общественно полезного эффекта от открытия данных. В частности, собравшихся интересовали и примеры электронных услуг, созданных на основе открытых данных, совмещающих в себе коммерческую выгоду и общественную пользу. Стивен да Коста из Австралии рассказал о приложении, способном анализировать поведение покупателей и те изменения, что в нем происходят после внедрения новых продуктов или их репозиционирования. По словам Ганеса Гассерта, эксперта из Open Knowledge Foundation, общественную пользу и экономический эффект не всегда можно просчитать, но это не значит, что инвестиции бессмысленны. Он сравнил их с новорожденным ребенком, способности которого еще нельзя определить, но которого нужно растить. Он поделился идеей швейцарских коллег, собирающих открытые данные корпораций и предоставляющих их в систематизированном виде банкам, оценивающим состояние и перспективы компаний для принятия решений относительно сотрудничества. Господин Гассерт отметил, что общественная полемика относительно того, должны ли такие услуги быть бесплатными, продолжаются на уровне мирового сообщества до сих пор.
Для участников конференции было важным выяснить, как процесс открытия данных происходил в постсоветских государствах. Ратко Мутавджич, представитель компании Projektura, рассказал о том, как это было у балканских странах. Он отметил, что в Хорватии и Болгарии работа по открытию данных началась позже, чем, например, в Эстонии, где еще в прошлом тысячелетии был разработан Skype. И все же сейчас в балканских городах образовались ИТ-сообщества с многочисленными идеями мобильных приложений, которые презентуются на хакатонах и получают средства международных компаний и организаций для последующей разработки. Господин Мутавджич признал, что опыт Эстонии является более позитивным и сказал, что, по его мнению «Украина очень хочет быть похожей на Эстонию, но в действительности на данном этапе она больше похожа на Хорватию».
Представительница Офиса по вопросам е-управления Молдовы Ливия Туркану описала законодательные решения, принятые правительством ее страны, и рассказала о мероприятиях, подобных украинской International Open Data Conference, которые способствовали налаживанию диалога между общественностью и правительством. Она отметила, что Мировой банк выделил Молдове 20 миллионов долларов на развитие электронного управления, в том числе на проект по открытию государственных данных. В то же время участники дискуссии отметили, что в отличие от Молдовы Украина не имеет бюджетных средств на открытие данных, потому опирается на поддержку доноров: ПРООН, Международного фонда «Відродження», Министерства иностранных дел Дании в Украине, других международных институций, а также технологических партнеров, таких как Майкрософт Украина.
На конференции были представлены идеи и кейсы, разработанные представителями общественности и ИТ-специалистами восточноевропейских стран. Эксперт ПРООН Франческо Кекки среди других примеров рассказал, что словацкие активисты разработали карту семейных контактов между сотрудниками судебной системы в разных населенных пунктах страны. Представитель польской общественной организации, работающей в сфере электронного управления, ePaństwo Foundation Якуб Гурницки поделился опытом, как система открытых данных пробивала себе путь не «сверху», через государственные органы, а «снизу», благодаря сотрудничеству между ИТ-сообществом городов и муниципальной властью. Он привел показательный пример Гданска, чей опыт стали наследовать другие города, что вызывало лавинообразные процессы. Участники панельной дискуссии, во время которой обсуждался этот опыт, выразили надежду, что то же самое может произойти в Украине, где существует столь же мощное ИТ-сообщество.
Во время конференции стало известно, что Украина также может похвастаться примерами добровольного открытия данных государственными органами. Например, благодаря сотрудничеству нового руководства Министерства образования и науки Украины с Центром социальных и трудовых исследований была обнародована вся бухгалтерия министерства благодаря программе “Открытая бухгалтерия”. Эксперт Захар Попович, работавший над внедрением данной программы, отметил, что уже сегодня есть результаты: каждый может зайти на сайт и увидеть, что информация обновляется ежедневно, в режиме реального времени. Благодаря этому произошла оптимизация расходов МОН и их прозрачное перераспределение. И хотя программа неудобна для компьютерного чтения и нуждается в доработке, главной целью и волонтеров, и министерства была скорость и максимальное удешевление разработки. Участники дискуссии выразили надежду, что принятие закона с детальными нормами позволит доработать и подтянуть к новым критериям уже имеющуюся программу, в том числе и в вопросе машиночитаемого формата, а также использовать этот опыт в других государственных органах, чтобы сразу создавать программы высокого качества.
Не меньший интерес проявила аудитория к другим украинским гражданским инициативам. Антон Мойсеенко поделился опытом сложного взаимодействия с государственными органами, когда его команда создавала мобильное приложение о движении общественного транспорта Киева перед Евро-2012. По его словам, он не мог получить от руководства «Киевпастранса» даже такие простые данные как расписание движения и был вынужден использовать личные контакты, чтобы их увидеть. Артем Сердюк продемонстрировал программу, которая позволяет сравнивать рейтинги школ на основании объективних данных — среднего балла ВНО. Он заметил, что этот продукт заинтересовал родителей и представителей ВУЗов, однако практически не получил поддержки среди учителей, которые подсознательно сопротивляются идее конкурентности образования. Дмитрий Чаплинский рассказал, как небольшая команда Garna Hata собрала и изложила информацию об объектах недвижимости, что принадлежащих государственным чиновникам и их родственникам. Участники панельной дискуссии приветствовали новый закон, предусматривающий расследование происхождения имущества чиновников, если объемы их официальных прибылей откровенно противоречат стоимости собственности.
Эксперты и участники дискуссий пришли к выводу, что Украина имеет все шансы в ближайшее время реформировать сам механизм государственного управления и сделать прозрачными решения, принимаемые чиновниками. Наша страна находится в пятерке крупнейших государств по ИТ-аутсорсингу, а количество участников ее ИТ-сообщества составляет свыше 100 тісяч человек. Поэтому она имеет огромный потенциал для развития социальных ИТ-решений, ожидаемая прибыль от внедрения которых может ежегодно повышать ВВП.
Денис Гурский, основатель ГО SocialBoost, подытожил: «Я надеюсь, что новый закон будет способствовать демократизации процессов в обществе, прозрачности работы государственных органов, а также создаст новый рынок для социально значимых интернет-проектов». Он выразил уверенность, что сейчас сдвиги в системе государственного управления будут происходить намного активнее и приведут к качественным изменениям в вопросе открытия государственных данных: «Мы двигаемся в правильном направлении. Главная задача в настоящий момент — сделать так, чтобы движение стало не только правильным, но и более быстрым».
Этот вывод целиком соответствует стратегическому выбору, сделанному украинцами в прошлом году и неоднократно подтвержденному, несмотря на внутренние и внешние вызовы.
Международная конференция была организована общественной организацией Socialboost и состоялась при содействии Программы развития ООН (ПРООН), Министерства иностранных дел Дании, Международного фонда “Возрождение”, Государственного агентства по вопросам электронного правительства Украины, а также благодаря поддержке технологического партнера “Майкрософт Украина”. Украинское общество искренне заинтересовано в открытии государственных данных, поэтому событие собрало на одной площадке более 150 человек, в частности, представителей государственных органов СМИ, ИТ-специалистов, общественных деятелей, журналистов и других участников.