9 июня 2008, 10:23

OLED-технология: когда светлячки отдыхают

Новая технология изготовления дисплеев, которую отличают экономичность и насыщенность цветов, обещает затмить ЖК и "плазму" в первую очередь в мобильных устройствах и ринуться на покорения больших диагоналей

OLED или Organic Light-Emmitting Diode – это просто органические, тонкоплёночные светодиоды, в которых в качестве излучающего слоя применяются органические соединения. В природе аналогичное по происхождению свечение наблюдается у светлячков и глубоководных рыб. «Яйцеголовые» ребята из категории ученых (которых почему-то именно так ласково именуют на английском) лишь исследовали процессы их свечения и синтезировали необходимые вещества. Изобретателей люминесцентных диодов осенило, что если совместить два слоя определенных органических материалов и в какой-либо точке пропустить через них электрический ток, то в этом месте появится свечение. Используя разные материалы и светофильтры, можно получать разные цвета. Иными словами, для OLED-дисплеев используются полимеры, способные излучать световые волны при подаче электрического напряжения. Электрический ток подводится к органическим молекулам, которые испускают яркий свет. Самосветящиеся OLED-экраны толщиной в лист бумаги дают яркие изображения, имеют меньшее время отклика и потребляют меньше энергии. Так, вкратце можно описать суть OLED-технологии.

Основное применение технология OLED уже сейчас находит при создании устройств отображения информации (дисплеев). Предполагается, что в перспективе производство таких дисплеев большого формата будет гораздо дешевле, нежели производство на основе жидких кристаллов или свечения плазмы.

Первые OLED-диоды были созданы в 1987 году компанией Kodak. На протяжении последних лет технологии производства органических дисплеев активно разрабатывались, совершенствовались, а в 2003 году OLED-дисплеи выплеснулись на массовый рынок. Поначалу это были небольшие дисплейчики мобильников, MP-3 плееров и прочая мелочевка. Но со временем новую технологию стали примерять и на мониторах с телевизорами, замахнувшись уже на вполне «взрослые» диагонали.

А чего? OLED-экраны намного тоньше, ярче, не нуждаются в дополнительной подсветке и при этом фантастически экономичнее. Лишь контрастность и яркость «живых» дисплеев, которые отлично читаются практически при любых условиях освещенности, дают конкурентные преимущества перед уже привычными LCD и «плазмой».

Главной проблемой для OLED долгое время было — извините за каламбур — недолгое время работы: жизнь светодиодов определялась, как минимум в 15 тысяч часов. Однако особенность светодиодов заключается в том, что «красный» и «желтый» OLED'ы могут непрерывно работать на десятки тысяч часов дольше, чем OLED «синий». Это визуально искажает изображение, причем время качественного показа неприемлемо для коммерчески жизнеспособного устройства. Однако на сегодняшний день «синий» OLED все-таки добрался до отметки в 17 500 часов непрерывной работы, открыв зеленый свет коммерциализации продукта.

Ведь налицо серьезные преимущества OLED-технологии перед ЖК и «плазмой». Тут и меньшие габариты и вес; отсутствие необходимости в подсветке (изображение видно без потери качества с любого угла); почти мгновенный отклик матрицы (время отклика в тысячи раз меньше, поэтому изображение не «смазывается»); «живая» цветопередача с очень высоким контрастом и более низкое энергопотребление при той же яркости и даже возможность создания... гибких экранов.

Доводов «против» становится все меньше. Ранее развитие OLED-технологии тормозил краткий срок службы люминофоров некоторых цветов(порядка 2-3 лет) и как следствие, невозможность создания долговечных полноценных TrueColor дисплеев. Сейчас основная проблема — это дороговизна и необкатанность технологии по созданию больших матриц.

По расчетам некоторых аналитиков, объем рынка органических дисплеев вырастет до 3,7 миллиардов долларов к 2010 году. А исследовательская фирма DisplaySearch оптимистично прогнозирует, что мировой рынок OLED-дисплеев увеличится до $5,1 млрд уже к 2009 г. (еще пару лет назад он был в 10 раз меньше). В 2008 году объемы производства OLED по прогнозам будут увеличены до 18 тыс. шт ежемесячно. В 2009 году объемы выпуска возрастут до 50 тыс., а к 2010 году – до 120 тыс. в месяц.

Основные производители на сегодня это: Samsung (27%), Pioneer (20%), RiTdisplay (18%), LG (18%). Рынок телевизионных OLED-систем на сегодня осваивает компания Sony (около 2 тыс. изделий в месяц). К коммерческому производству готовятся Samsung, Toshiba, а также альянс компаний Matsushita Electric Industrial, Canon и Hitachi.

Toshiba и Matsushita так «вааще» замахнулись доминировать на рынке, цена которого $35 млрд. Штурм назначен на 2009 год. «Секретное» оружие - новый OLED-дисплей с диагональю 20,8 дюйма и разрешением 1280 x 768 точек. Как говорится в пресс-релизе производителей, следующее поколение телевизоров и мониторов будет щеголять матрицей на органических светодиодах, базирующейся на технологии т. н. низкотемпературного поликристаллического кремния (LTPS). Как утверждают японцы, данная технология позволяет заметно наращивать размеры матриц при сравнительно простом и дешёвом производственном процессе. Так что на отметке 20,8 дюйма компания явно не остановится.

Хотя эксперты считают, что появление нового типа телевизоров кардинально рынок не изменит, но в перспективе OLED-технология способна вытеснить популярные сегодня плазменные и ЖК панели.

Пока что реально на рынке (правда, только японском и американском) присутствует лишь единственная OLED-модель. Это XEL-1 — 11-дюймовый телевизор с разрешением 1026х600 и толщиной экрана всего около 3 миллиметров (!) от Sony. Опытный образец устройства был продемонстрирован на выставке Display 2007 (Япония), а теперь любой желающий может за каких-то 1750 долларов США насладиться и полюбоваться, а также почувствовать себя настоящим «гиком», hi-tech-фанатом. Толщина телевизора не превышает трех миллиметров, благодаря отсутствию необходимости подсветки, а контрастность экрана равняется 1000000:1. Вес аппарата равен двум килограммам. Ресурс OLED-экрана составляет 30 тысяч часов (а это 10 лет эксплуатации при 8 часах ежедневных просмотров), а потребляет телевизор всего 45 ватт.

У Sony готовы уже и прототипы первых OLED-телевизоры высокой четкости, которые поддерживают разрешение 1920х1080 с прогрессивной разверткой. При этом толщина их дисплея составляет девять миллиметров.

А Samsung (есть такие сведения из хорошо информированных источников) и вовсе замахнулся на OLED-диагональ ни много, ни мало, в 40 дюймов.

Что же, будем держать руку на пульсе и следить, как будут развиваться события в дальнейшем. Пока же предлагаем выяснить, что лучше — ЖК или «плазма».,а также познакомиться с еще одной конкурирующей технологии - лазерной.

 

Оцените публикацию:
  • 0 оценок
Другие аналитические статьи