"Укртелеком" - структура достаточно громоздкая. Никто не спорит, что нарушений в деятельности компании хватает. Топ-менеджмент действует, как заблагорассудится: может показать доходы, а может — убытки. Но чтоб так сразу наехать и представить все в черном свете да еще и в свете будущей продажи!
Итак, Главное контрольно-ревизионное управление на днях заявило об увеличении затрат, потере доходов, занижении госдоли и еще ряде недостатков: "По результатам деятельности Предприятия выявлено занижение государственной доли в его уставном фонде на 140 млн грн., безосновательное увеличение затрат на сумму 176 млн грн. и потерю доходов на сумму 90 млн грн. Кроме того, из-за ряда недостатков и просчетов государством недополучены дивиденды в сумме 100 млн гривен".
Итак, мы имеем уникальную возможность проанализировать по пунктам все недочеты и объяснить их человеческим языком.
"Показатели деятельности Общества свидетельствуют о том, что оно неустанно теряет позиции доминирующего оператора на рынке услуг междугородной, международной телефонной связи и первичной сети, что отрицательно выражается на финансовых результатах деятельности. Так, полученный за 2007 год объем чистой прибыли (267,2 млн грн.) сократился в сравнении с 2006 годом на 40 %, с 2005 годом - в 2 раза.
Для сравнения: в 2004 году удельный вес пропущенного междугородного, международного трафика, который обрабатывался автоматическими междугородными телефонными станциями (АМТС), составлял 82 % общего объема, а по итогам 2007 года - 32 %, т.е. уменьшился в 2,5 раза. Относительно входящего и транзитного международного трафика удельный вес Общества снизился с 81 % в 2004 году до 56 % в 2007 году."
Ничего удивительного. За указанный период количество абонентов мобильной связи выросло до 20 миллионов. И теперь многим просто не за чем звонить по междугородней фиксированной связи. Они предпочитают создавать группы для родственников и звонить бесплатно либо по символической плате. То же касается и компаний, которые не только образуют корпоративные группы, но и активно пользуются корпоративной IP-телефонией.
"Сложилась непонятная ситуация: в очереди на установку стационарного телефона за 2007 год находилось 1,3 млн. граждан (следует также напомнить, что в 2,4 тыс. населенных пунктов вообще отсутствующая стационарная телефонная связь). Вместе с тем, свободными на это время остаются 200 тыс. портов соединительных линий, что эквивалентно 2 млн. абонентских портов."
Тоже ничего "непонятного". Очередь не уменьшается в небольших городах и сельской местности, где прокладывать фиксированные сети весьма накладно. В то же время в крупных городах в связи с прокладкой оптоволокна и установкой цифровых АТС резко возросла емкость сети.
"Из-за невзвешенной тарифной и маркетинговой политики Общества наиболее мощные операторы отказываются от его услуг по предоставлению в пользование цифровых каналов, ведь им выгоднее расстраивать собственные сети, чем иметь дело с "Укртелекомом". По этой причине Общество потеряло 900 млн. грн. доходов."
Ух ты! Конечно, раньше "Укртелекому", владевшему магистральными каналами, жилось значительно вольготнее. Сегодня же крупнейшие операторы покупают и арендуют магистральные каналы, которые покрывают их потребности с лихвой. Говорить о потерях не приходится — это конкуренция. Раньше "Укртелеком" получал деньги, сейчас — другие операторы. Которые тоже, кстати, платят налоги.
"По результатам контроля в сфере ценообразования установлено получение Обществом в течение 2007 года выручки с нарушением государственной дисциплины цен на сумму 1,7 млн. гривен."
Но все-таки выручки. До этого ругали за недостачу!
"В то же время, Общество "сэкономило" миллионы гривен и без того "не бедным" крупным операторам, не взимая с них плату за прямой доступ абонентов мобильной связи к своей фиксированной сети, в результате чего само потеряло доходов за 2006 год и І квартал 2007 года на сумму около 20 млн гривен.
И хотя на необходимость решения этой проблемы ГлавКРУ указывало еще в 2005 году, договоры были перезаключены только в первом квартале 2007 года и компенсация начала поступать от операторов мобильной связи при доступе к его сети с "прямых" номеров."
И тем не менее, "Укртелеком" выполнил завет КРУ. Все помнят, какие скандалы разворачивались между "Укртелекомом" и УМС, в итоге мобильному оператору пришлось даже обидеть своих самых доходных безлимитных абонентов.
"Ненадлежащий надзор за своевременным отключением недобросовестных плательщиков и нерезультативная претенциозно-исковая работа обусловили потерю Обществом 70,5 млн грн. за предоставленные телекоммуникационные услуги, ведь на данное время утрачена возможность взыскать эти средства, так как почти все должники являются ликвидированными, неактивными, обанкротившимися, или отсутствуют по месту регистрации."
За какой период? Здесь речь идет о громоздкости структуры, каковую имеет "Укртелеком". Конечно, часть клиентов могла благополучно "забыть" о долгах. Если речь идет о крупных суммах, нужно подавать иски в каждом конкретном случае. Ведь те же обанкротившиеся предприятия кто-то учреждал, кто-то возглавлял, кто-то ликвидировал.
"Переходя к разговору о затратах "Уктелекома", следует отметить, что предпосылки для замедления развития и ухудшение экономического состояния Общества вкладывались еще на стадии финансового планирования.
Так, затраты на рекламу Общества на 2007 год запланированы в размере 160 млн грн., что в 60 раз превышает предельный объем, установленный постановлением Кабинета Министров Украины от 29.11.2006 № 1673 "О состоянии финансово-бюджетной дисциплины, мероприятия по усилению борьбы с коррупцией и контроля за использованием государственного имущества и финансовых ресурсов" (п. 13), которая ограничивает затраты на рекламу до уровня не более чем 0,5 % объема чистой прибыли по результатам предыдущего отчетного года.
Фактически в 2007 году Обществом израсходовано на рекламу 56 млн грн., что превышает предельный размер затрат на 53,4 млн грн., т.е. в 21,5 раза. Указанные затраты повлияли на результаты финансово-хозяйственной деятельности Общества, в частности на уменьшение чистой прибыли."
В современных условиях любая компания должна тратить на рекламу, чтобы ее услуги элементарно продавались. Зная о величине "Укртелекома", можно просто сравнить с величиной рекламных бюджетов мобильных операторов. А она несоизмеримо выше. Так, мобильные операторы тратят около 150 млн. грн. в год. Не нужно забывать, что "Укртелеком" начал развивать мобильную связь в стандарте UMTS — третьего поколения, в связи с чем также вырастает рекламная нагрузка.
"Общество насчитало амортизацию гудвила за 2006 год, который сформирован при преобразовании Украинского государственного предприятия электросвязи в ОАО "Укртелеком" за счет проведенной дооценки активов во время образования уставного фонда Общества. Указанное обусловило уменьшение чистой прибыли Общества и соответственно - стоимости активов. Вместе с тем, это повлияло на уменьшение размера надлежащих государству дивидендов только за 2006 год на сумму 27 млн гривен."
Гудвил — это вообще бухгалтерский высший пилотаж. Когда покупают не отдельные активы, а предприятие в целом, то его стоимость оказывается выше или ниже итога баланса. Эта разность называется гудвилом. Поэтому при желании всегда можно найти нарушения в гудвиле, а тем более в его амортизации.
"Несмотря на нормы, определенные Отраслевым соглашением между Министерством транспорта и связи и профсоюзом работников связи, руководством Общества санкционировано увеличение с 01.10.2006 размеров должностных окладов всех работников аппарата управления, которое привело к перерасходам на сумму 12,5 млн грн. Если учесть все возможные надбавки, премии, помощи и вознаграждения (а их насчитывается больше десятка), общая сумма зарплат, которую насчитано с превышением норм Отраслевого соглашения, достигает 25 млн гривен."
А что же, зарплата должна была оставаться на прежнем уровне? Но ведь задачи в компании растут, да и оклады в целом по отрасли. Нужно же как-то удерживать специалистов.
КРУ накопало еще несколько недостатков, из которых можно сделать такие же неутешительные выводы в заангажированности контрольного органа. Так, за уши снова вытянут факт по продаже доли в компании "Украинская мобильная связь". Сделка, напомним, состоялась еще в 2001 году.
Кому это выгодно? Уж точно не государству, которое может выручить больше средств в случае бесскандальной продажи стратегическому инвестору.