За последний год Украина, с учетом включения в рейтинг двух новых стран (Бангладеш и Хорватии), сменила свою позицию с 56 места в 2007 (из 64) на 57 место в 2008 (из 66). Снижение состоялось по всем показателям, кроме показателя «Человеческий капитал», по которому Украина поднялась с 43 на 37 место (табл. 1, 2).
В докладе сравниваются условия для развития ИТ-индустрии в странах из разных регионов мира. Разработанная для оценки модель включает 25 показателей, сгруппированных в 6 категорий (табл.3,4).
В исследовании отмечается, что общее замедление экономики ведет к уменьшению расходов на ИТ в США, Западной Европе и Японии. Однако база для конкурентоспособности ИТ-индустрии остается постоянной. Это ИТ-образование, доступность финансов и инфраструктуры, а также государственное стимулирование инноваций. Именно благодаря этим заложенным основам неизменной по показателям конкурентоспособности ИТ-индустрии в сравнении с прошлым годом осталась первая двадцатка стран.
Невзирая на текущие макроэкономические проблемы, США в дальнейшем возглавляют список стран, которые предоставляют ИТ-компаниям наиболее благоприятную среду. США лидируют в мире как страна, которая развивает таланты и является инкубатором новых высокотехнологичных компаний. Благодаря крепким позициям в научно-исследовательских и конструкторских работах (НИКР) с 6 на 2 место поднялся Тайвань. Замыкают первую пятерку Великобритания, Швеция и Дания, которые имеют благоприятную и открытую бизнес-среду, а также работающие механизмы защиты интеллектуальной собственности.
Что касается выводов исследователей, они не являются неожиданными. Итак, критическими для национальных ИТ-индустрий являются инвестиции в людей. Наличие талантов с умением управлять софт-проектами и аналитическими навыками - является важнейшей проблемой, с которой столкнутся ИТ-производители в ближайшие годы. Наилучшая среда для развития человеческого капитала создана в США, Сингапуре и Великобритании. Наибольшим магнитом для иностранных студенте есть США. Однако утечка мозгов из новых возникающих рынков замедляется, а кое-где и имеет обратной направление, например в Индию и Вьетнам.
Взращивать сильный ИТ-сектор помогает наличие рынка широкополосного доступа к Интернету. Быстрый, надежный и безопасный доступ к Интернету дает возможность эффективного взаимодействия с партнерами и продавать услуги в онлайне. Все страны в верхней группе рейтинга извлекают выгоду от высококачественных сетей, созданных в результате конкуренции. Менее развитые регионы нуждаются в большей либерализации. Украина называется в одном ряду с ЮАР, Болгарией и Вьетнамом как страна, которая получила бы значительный толчок от большей конкуренции в сфере развития инфраструктуры.
Слишком медленно улучшаются правовые режимы. Самые эффективные системы защиты интеллектуальной собственности созданы в США, Австралии в странах Западной Европы. Именно в этих странах наиболее развита электронное торговля и законодательство о киберпреступности. Значительный прогресс в приведении законодательства об интеллектуальной собственности, а также практиках его применения к международным нормам, отмечается в Китае.
Страны Восточной Азии (Тайвань, Южная Корея и Япония) могут похвастаться наилучшей средой для НИКР. Плодовитыми генераторами технологических патентов являются также Швеция и США, фирмы которых тратят значительные средства на НИКР.
Глобализация и Интернет облегчают НИКР. Яркий пример Силиконовой Долины показывает, что предпринимательство и ИТ-инновации взаимосвязаны. Подобные экосистемы, которые вместе совмещают талант, технологии, рисковый капитал, хорошие университеты и дух риска, останутся наилучшими инкубаторами для инноваций. Однако сотрудничество через Интернет выравнивает условия, облегчая компаниям доступ к ИТ-новаторам и исследователям, где бы они не находились.
По мнению исследователей, политики охотно содействуют развитию местного производства аппаратных средств, программного обеспечения и ИТ-услуг, ведь это приносит очевидные выгоды для экономики страны. Такая поддержка может осуществляться через развитие электронного управления, активную стратегию развития широкополосного доступа, скоординированные усилия улучшения образования, финансовой и правовой среды, а также тщательным образом отрегулированную поддержку инноваций, например выборочным финансированием фундаментальных исследований. Однако проблемы появляются, когда государственная поддержка распространяется на определенные компании или технологии, и здесь важно найти верный баланс. Для таких случаев аналитики рекомендуют дать возможность действовать рынку.
Снижение позиций Японии с 2 на 12 место и Южной Кореи с 3 на 8 место вызвано недостаточным количеством баллов, которые эти страны набрали в сфере НИКР, а также улучшением методологии оценки. На три ступеньки вверх поднялись Швеция и Дания, соответственно на 4 и 5 место благодаря более благоприятной среде для бизнеса и улучшениям в ИТ-инфраструктуре. Канада поднялась с 9 на 6 место прежде всего благодаря достижениям в развитии человеческого капитала. С 20 на 16 место поднялся Израиль, получив больше баллов за качество инфраструктуры и государственную поддержку ИТ-индустрии, включая внедрение электронного управления. С 16 на 19 место опустилась Германия, в основном через замедление роста финансирования НИКР.
Для сравнительной оценки состояния информационных технологий кроме Индекса конкурентоспособности ИТ индустрии известны также Индекс сетевой готовности Глобального отчета по информационным технологиям, который готовится в рамках Всемирного экономического форума (Украина занимает 75 место из 122 стран) и Индекс электронной готовности, который готовит Economist Intelligence Unit (Украина занимает 60 место среди 69 стран).
Улучшение позиции Украины в подобных рейтингах должно стать одним из основных критерием оценки эффективности работы государственных органов, прежде всего созданного в этом году Государственного комитета информатизации Украины, а также Государственного департамента по вопросам связи Министерства транспорта и связи Украины, Национальной комиссии по вопросам регулирования связи Украины, Государственного департамента интеллектуальной собственности Министерства образования и науки Украины.
Деятельность этих ведомств будет настолько полезной для развития информатизации страны, насколько эта деятельность будет открытой и прозрачной, и насколько эти органы будут прислушиваться к советам украинского ИТ-бизнеса, консолидированную позицию которого выражают ассоциации ІТ-предприятий.
Таблица 1.
Индекс конкурентоспособности ИТ-индустрии
Страна | Показатель | Место 2008 | Место 2007 | Перемещение |
США | 74,6 | 1 | 1 |
|
Тайвань | 69,2 | 2 | 6 | +4 |
Великобритания | 67,9 | 3 | 4 | +1 |
Швеция | 66,0 | 4 | 7 | +3 |
Дания | 65,2 | 5 | 8 | +3 |
Канада | 64,4 | 6 | 9 | +3 |
Австралия | 64,1 | 7 | 5 | -2 |
Южная Корея | 64,1 | 8 | 3 | -5 |
Сингапур | 63,4 | 9 | 11 | +2 |
Нидерланды | 62,7 | 10 | 12 | +2 |
Швейцария | 62,3 | 11 | 10 | -1 |
Япония | 62,2 | 12 | 2 | -10 |
Финляндия | 61,5 | 13 | 13 |
|
Норвегия | 59,7 | 14 | 14 |
|
Ирландия | 59,4 | 15 | 15 |
|
Израиль | 56,7 | 16 | 20 | +4 |
Новая Зеландия | 56,6 | 17 | 17 |
|
Австрия | 56,1 | 18 | 19 | +1 |
Германия | 55,4 | 19 | 16 | -3 |
Франция | 54,3 | 20 | 18 | -2 |
Гонконг | 54,1 | 21 | 21 |
|
Бельгия | 53,4 | 22 | 22 |
|
Испания | 46,3 | 23 | 24 | +1 |
Эстония | 45,7 | 24 | 25 | +1 |
Италия | 45,6 | 25 | 23 | -2 |
Словения | 45,5 | 26 | 27 | +1 |
Португалия | 42,2 | 27 | 25 | -2 |
Венгрия | 40,6 | 28 | 28 |
|
Чехия | 40,4 | 29 | 29 |
|
Чили | 39,5 | 30 | 31 | +1 |
Словакия | 39,5 | 31 | 31 |
|
Польша | 39,0 | 32 | 30 | -2 |
Греция | 38,2 | 33 | 33 |
|
Латвия | 38,1 | 34 | 34 |
|
Литва | 37,1 | 35 | 35 |
|
Малайзия | 34,2 | 36 | 36 |
|
ЮАР | 32,6 | 37 | 37 |
|
Турция | 32,4 | 38 | 39 | +1 |
Румыния | 32,3 | 39 | 40 | +1 |
Саудовская Аравия | 32,3 | 40 | 38 | -2 |
Хорватия | 31,6 | 41 | - |
|
Таиланд | 31,5 | 42 | 41 | -1 |
Бразилия | 31,0 | 43 | 43 |
|
Мексика | 30,7 | 44 | 44 |
|
Болгария | 30,2 | 45 | 42 | -3 |
Аргентина | 30,1 | 46 | 45 | -1 |
Филиппины | 29,8 | 47 | 47 |
|
Индия | 28,9 | 48 | 46 | -2 |
Россия | 27,7 | 49 | 48 | -1 |
Китай | 27,6 | 50 | 49 | -1 |
Венесуэла | 25,7 | 51 | 52 | -1 |
Колумбия | 25,4 | 52 | 51 | -1 |
Египет | 25,3 | 53 | 55 | +2 |
Шри-Ланка | 24,9 | 54 | 50 | -4 |
Перу | 24,8 | 55 | 54 | -1 |
Эквадор | 24,5 | 56 | 53 | -3 |
Украина | 23,3 | 57 | 56 | -1 |
Индонезия | 23,1 | 58 | 57 | -1 |
Казахстан | 22,9 | 59 | 58 | -1 |
Бангладеш | 22,4 | 60 | - |
|
Вьетнам | 21,4 | 61 | 61 |
|
Пакистан | 20,9 | 62 | 60 | -2 |
Азербайджан | 19,5 | 63 | 62 | -1 |
Нигерия | 19,0 | 64 | 63 | -1 |
Алжир | 18,5 | 65 | 59 | -6 |
Иран | 16,5 | 66 | 64 | -2 |
Таблица 2.
Рейтинги Украины по индексу конкурентоспособности ИТ-сектора
Показатель | Индекс конкурентоспособности ИТ индустрии в 2008 | Индекс конкурентоспособности ИТ индустрии в 2007 | Изменение |
Общая бизнес-среда | 64 | 62 | -2 |
ИТ-инфраструктура | 54 | 51 | -3 |
Человеческий капитал | 37 | 43 | +6 |
Правовая среда | 53 | 51 | -2 |
Среда для НИКР | 35 | 32 | -3 |
Поддержка развития ИТ-индустрии | 65 | 63 | -2 |
Общий рейтинг | 57 | 56 | -1 |
Таблица 3.
Общий индекс состоит из 25 показателей, сгруппированных в 6 категорий
Показатель Категория 1. Общая бизнес-среда | Вага 10% |
| 15% |
| 40% |
| 25% |
| 20% |
Категория 2. ИТ-инфраструктура |
20% |
| 25% |
| 60% |
| 10% |
| 10% |
Категория 3. Человеческий капитал |
20% |
| 25% |
| 5% |
| 10% |
| 60% |
Категория 4. Правовая среда |
10% |
| 35% |
| 35% |
| 10% |
| 10% |
| 10% |
Категория 5. Среда для НИКР |
25% |
| 10% |
| 10% |
| 65% |
| 15% |
Категория 6. Поддержка развития ИТ-индустрии |
15% |
| 25% |
| 30% |
| 10% |
| 35% |
Таблица 4.
Результаты по категориям
| Общий пок. | Бизнес-среда | ИТ-инфра-структура | Человеческий капитал | Правовая среда | Среда для НИКР | Поддержка развития ИТ- индустрии |
Вес категор |
| 10% | 20% | 20% | 10% | 25% | 15% |
США | 74.6 | 98.0 | 89.2 | 94.5 | 92.0 | 23.7 | 86.4 |
Тайвань | 69.2 | 87.6 | 52.0 | 73.1 | 70.0 | 74.3 | 65.3 |
Великобритания | 67.2 | 94.3 | 81.4 | 78.5 | 85.0 | 16.4 | 87.8 |
Швеция | 66.0 | 91.0 | 86.7 | 64.3 | 81.5 | 26.0 | 80.2 |
Дания | 65.2 | 94.7 | 83.4 | 64.0 | 87.0 | 18.5 | 86.0 |
Канада | 64.4 | 89.0 | 87.2 | 71.6 | 82.0 | 10.1 | 86.4 |
Австралия | 64.1 | 92.3 | 80.7 | 73.8 | 90.5 | 8.0 | 86.1 |
Южная Корея | 64.1 | 81.3 | 49.3 | 74.0 | 67.0 | 59.9 | 63.9 |
Сингапур | 63.4 | 91.0 | 67.9 | 78.7 | 81.5 | 14.7 | 87.6 |
Нидерланды | 62.7 | 90.3 | 85.3 | 58.1 | 87.0 | 15.7 | 82.4 |
Швейцария | 62.3 | 89.0 | 93.3 | 53.9 | 85.0 | 12.6 | 81.9 |
Япония | 62.2 | 84.9 | 65.6 | 66.4 | 79.0 | 37.6 | 66.4 |
Финляндия | 61.5 | 89.7 | 61.8 | 67.2 | 85.0 | 21.8 | 85.2 |
Норвегия | 59.7 | 82.6 | 71.6 | 63.3 | 85.0 | 10.8 | 88.7 |
Ирландия | 59.4 | 95.3 | 54.5 | 75.5 | 81.5 | 12.2 | 84.7 |
Израиль | 56.7 | 81.0 | 68.6 | 63.5 | 72.0 | 17.0 | 71.7 |
Новая Зеландия | 56.6 | 92.3 | 56.6 | 70.3 | 80.0 | 5.7 | 83.8 |
Австрия | 56.1 | 88.3 | 61.2 | 54.9 | 85.0 | 15.3 | 77.8 |
Германия | 55.4 | 89.0 | 62.0 | 57.5 | 85.0 | 14.1 | 70.8 |
Франция | 54.3 | 83.3 | 58.7 | 58.7 | 83.5 | 12.4 | 73.4 |
Гонконг | 54.1 | 98.0 | 59.1 | 56.1 | 80.0 | 2.6 | 84.4 |
Бельгия | 53.4 | 89.7 | 46.1 | 58.9 | 88.5 | 10.0 | 80.9 |
Испания | 46.3 | 88.3 | 31.2 | 61.2 | 74.5 | 3.9 | 70.1 |
Эстония | 45.7 | 81.0 | 45.4 | 53.6 | 69.5 | 1.5 | 69.8 |
Италия | 45.6 | 73.3 | 37.3 | 61.2 | 71.0 | 4.1 | 69.7 |
Словения | 45.5 | 68.6 | 38.1 | 63.5 | 73.0 | 4.4 | 66.3 |
Португалия | 42.2 | 87.0 | 19.0 | 56.8 | 71.0 | 1.6 | 72.4 |
Венгрия | 40.6 | 80.3 | 17.0 | 59.7 | 71.0 | 5.8 | 58.1 |
Чехия | 40.4 | 75.3 | 27.3 | 54.7 | 67.5 | 4.0 | 58.1 |
Чили | 39.6 | 93.7 | 14.1 | 42.7 | 68.0 | 0.7 | 79.3 |
Словакия | 39.5 | 76.3 | 30.0 | 52.5 | 67.5 | 1.6 | 54.8 |
Польша | 39.0 | 74.6 | 22.1 | 54.3 | 70.0 | 1.3 | 59.5 |
Греция | 38.2 | 74.0 | 11.3 | 61.0 | 67.5 | 1.7 | 60.8 |
Латвия | 38.1 | 71.0 | 23.5 | 56.2 | 65.5 | 1.0 | 55.3 |
Литва | 37.1 | 66.3 | 19.1 | 56.7 | 67.5 | 1.2 | 55.3 |
Малайзия | 34.2 | 75.0 | 18.3 | 38.0 | 54.0 | 0.8 | 65.5 |
ЮАР | 32.6 | 76.9 | 8.4 | 39.9 | 63.5 | 1.1 | 57.5 |
Турция | 32.4 | 77.6 | 6.5 | 44.8 | 57.5 | 0.2 | 57.2 |
Румыния | 32.3 | 67.0 | 12.1 | 48.2 | 56.0 | 0.6 | 52.1 |
Саудовская Аравия | 32.3 | 69.6 | 11.2 | 43.5 | 45.5 | 0.8 | 64.4 |
Хорватия | 31.6 | 55.6 | 3.2 | 51.9 | 62.0 | 2.4 | 54.6 |
Таиланд | 31.5 | 78.0 | 6.0 | 43.4 | 43.5 | 0.2 | 62.7 |
Бразилия | 31.0 | 66.0 | 13.4 | 38.6 | 46.0 | 1.0 | 61.3 |
Мексика | 30.7 | 62.6 | 11.3 | 37.9 | 54.5 | 0.5 | 60.3 |
Болгария | 30.2 | 61.3 | 6.8 | 47.4 | 56.0 | 1.1 | 49.3 |
Аргентина | 30.1 | 59.9 | 9.0 | 48.1 | 61.0 | 1.0 | 42.1 |
Филиппины | 29.8 | 67.9 | 4.3 | 44.9 | 50.5 | 0.1 | 54.0 |
Индия | 28.9 | 59.3 | 1.3 | 48.8 | 47.0 | 0.6 | 54.0 |
Россия | 27.7 | 46.9 | 10.6 | 55.5 | 38.5 | 1.9 | 36.6 |
Китай | 27.6 | 46.9 | 5.2 | 46.6 | 59.5 | 1.7 | 41.1 |
Венесуэла | 25.7 | 49.9 | 8.1 | 41.2 | 44.0 | 0.3 | 42.1 |
Колумбия | 25.4 | 65.3 | 4.3 | 25.7 | 54.5 | 0.1 | 49.1 |
Египет | 25.3 | 61.3 | 2.9 | 34.5 | 42.0 | 0.2 | 49.4 |
Шри-Ланка | 24.9 | 61.3 | 2.8 | 26.0 | 53.5 | 0.1 | 51.0 |
Перу | 24.8 | 55.6 | 7.9 | 27.1 | 48.5 | 0.1 | 49.1 |
Эквадор | 24.5 | 57.2 | 5.0 | 26.8 | 46.5 | 0.0 | 52.1 |
Украина | 24.3 | 40.2 | 4.0 | 49.0 | 46.0 | 1.4 | 31.4 |
Индонезия | 23.1 | 49.6 | 1.3 | 36.5 | 44.0 | 0.1 | 41.0 |
Казахстан | 22.9 | 49.6 | 3.5 | 32.3 | 42.0 | 0.5 | 43.4 |
Бангладеш | 22.4 | 50.9 | 0.4 | 24.8 | 40.0 | 1.2 | 53.0 |
Вьетнам | 21.4 | 47.9 | 1.4 | 28.9 | 41.5 | 0.1 | 42.5 |
Пакистан | 20.9 | 55.3 | 0.7 | 24.9 | 41.0 | 0.2 | 41.0 |
Азербайджан | 19.5 | 40.9 | 3.3 | 21.4 | 38.0 | 0.4 | 43.6 |
Нигерия | 19.0 | 37.6 | 0.9 | 21.5 | 29.5 | 0.3 | 51.4 |
Алжир | 18.5 | 45.9 | 1.5 | 23.4 | 35.0 | 0.3 | 35.4 |
Иран | 16.5 | 28.9 | 10.8 | 25.0 | 29.0 | 0.9 | 21.9 |
Источник: Economist Intelligence Unit, www.eiu.com
Примечание: прошлогодний рейтинг был пересчитан с учетом методологической доработки и дополнения данными по двум новым странам.
Об авторе: Юрий Пероганич является генеральным директором Ассоциации предприятий информационных технологий Украины (АПИТУ). Занимал должности начальника отдела инфраструктуры информатизации Госкомсвязи, директора Департамента внешнеэкономической деятельности Минтранссвязи, главного консультанта Комитета Верховной Рады Украины по вопросам строительства, транспорта и связи. Закончил КИНХ (инженер-экономист) и КИМУ КНУ им. Шевченко (магистр международного права).