25 марта 2015, 10:10

IBM намерена стать "прорабом" китайской ИТ-индустрии


Как сообщают СМИ, компания IBM анонсировала намерение поделиться технологиями с китайскими партнёрами и будет активно содействовать строительству ИТ-индустрии Китая.

Об этом заявила в Пекине на China Development Forum генеральный директор IMB Джинни Рометти. Как известно, в начале марта американский президент Барак Обама заявил, что  китайским властям придётся изменить закон о хранении персональных данных, если они намерены вести бизнес с американской ИТ-индустрией. В ответ китайские власти вычеркнули часть продукции американских компаний из списка продукции, разрешённой для государственных закупок. Аналитики расценивают высказывание Рометти как наиболее явное признание необходимости адаптироваться к китайскому законодательству, сделанное представителем крупной западной компании.

Вряд ли у американских компаний сегодня есть реальная возможность поддержать президента. Ведь Китай  отличается от других крупных развивающихся стран не только размером потребительского рынка, но и тем, что накопил длительный опыт работы в качестве сборщика и теперь  активно продаёт хай-тек под китайскими брендами. Все знают, что в Китае производится значительная часть бытовой электроники,  однако в Китае  налажено и производство высокотехнологичного производственного оборудования, например, телекоммуникационного (кстати, китайские компании, так же как и их американские прототипы, поддерживают  центры НИОКР в России). Американские компании теоретически  могут перенести производство в другие страны, но вряд ли могут пресечь утечки ноу-хау в Китай. В таком случае компании потеряют и ноу-хау, и преимущества дешёвой сборки. Спрашивается, кто же тогда вообще выиграет? Защитить существующие технологии, скорее всего, уже нельзя,  надо разрабатывать какие-то радикально новые решения,  на копирование которых уйдут годы. Но современные стратегии не могут базироваться на вере в собственную способность разрабатывать такие решения и угадывать будущие стандарты. В особенности, в случае IBM, стратегия которой озвучивалась как переход от производства к сервисам.

Не стоит ожидать, что  правительство Обамы применит к  компаниям, которые не имеют возможности прислушаться к его рекомендациям, какие-либо санкции. В бизнесе важнейшую роль играет фактор времени, и весьма выгодный для американских компаний период, когда существовал огромный ресурс недорогой рабочей силы, вкупе с гигантским рынком, заканчивается. Дешёвая рабочая сила Китая – это временно предоставленная возможность.  Необходимым условием ее наличия было желание китайского руководства развивать промышленность и  высокие технологии, в том числе и информационные. Сейчас технологии в целом освоены, и на очереди – дизайн и маркетинг. В одной из недавних речей Барак Обама, возражая утверждению о закате Америки, заметил, что Китай и близко не стоит к Соединённым Штатам по военной мощи. Однако в информационном обществе военное превосходство в значительной степени базируется на контроле информационных сетей, что и подтверждается недавними публикациями о работе армейских кибер-подразделений. Поэтому можно ожидать, что умиротворяющие заявления руководителей крупных ИТ-компаний, будут сопровождаться попытками стратегического консалтинга относительно того, какие именно технологии следует развивать в Китае, а какие не следует. При этом,  критические технологии каждая сторона будет развивать по возможности самостоятельно, сотрудничая преимущественно на потребительском рынке.


Оцените новость:
  • 0 оценок