8 февраля 2008, 11:55

Социальные сети: Что? Где? Когда? Зачем?

Человек – животное общественное, и без общения он не может. А то крыша, неровен час, поедет от дикого одиночества. Спасет лишь Интернет, ведь одна из основных функций его - коммуникативная!

Всемирная сеть помогает общаться с себе подобными: "мыло", форумы, аська (с вариациями), чаты, блоги…

Социальные сети (СС). Именно им, по мнению многих, и принадлежит будущее (по крайней мере, ближайшее). Социальные сети – основная причина, по которой сегодня растет количество времени, проводимого в Интернете – к этому выводу пришли недавно авторы исследования Never Ending Friending. Чем отличается СС от обычных порталов? Тем, что контент в социальной сети создают непосредственно пользователи.

Типичный пример – украинская соцсеть "Автогород". Это – социальная сеть автолюбителей. Здесь нет "начхальства", навязывания "правильных" автосалонов или марок автомобилей, все здесь создано самими автолюбителями, и они решают, что тут должно быть, а чему никогда не бывать. Только сами участники (а не те, кто больше заплатил) определяют, какое авто и бренд заслуживают внимания.

Что?

Сам термин "социальная сеть" был введён еще в 1954 году социологом из "Манчестерской школы" Джеймсом Барнсом в работе "Классы и собрания в норвежском островном приходе", вошедшую в сборник "Человеческие отношения". Он развил изобретенный еще в 30-е годы подход к исследованию взаимосвязей между людьми с помощью социограмм, т.е. визуальных диаграмм, в которых люди представлены в виде точек, а связи между ними – в виде линий.

Смысл соцсетей в том, что посредством Интернета можно довольно быстро найти практически любого человека, если уметь правильно их использовать. СС имеют массу уникальных свойств: оперативный обмен информацией между единомышленниками; установление новых связей; неформальное общение (например, начальники-подчиненные, специалисты-новички).

Вы можете поменять работу, место жительства, социальный статус, но связи с друзьями, коллегами, единомышленниками должны сохраняться. Соцсети и создаются с целью помочь найти тех, с кем было прервано общение в разное время по тем или иным причинам.
Восстановление прежних связей не менее важно, чем поиск и закрепление новых, особенно в профессиональной деятельности. Конечно, существуют специализированные сайты, форумы и блоги. Но они не всегда могут Вам помочь познакомиться с нужным человеком, задать ему важный вопрос или просто попросить профессионального совета. В соцсетях можно обратиться к такому пользователю через других людей, с которыми он общается более тесно.
Для этого существуют т.н. уровни общения. Например, Вы хорошо знакомы с Ивановым (ваш 1-й уровень), который знает Петрова (2-й уровень), знакомого с Сидоровым (3-й уровень) и т.д. Благодаря такой цепочке Вас, в итоге, представят человеку, к которому Вы бы никогда не смогли обратиться напрямую. Например, к Папе Римскому.
Первые соцсети в Интернете появились в середине 90-х годов и предоставляли пользователям лишь начальные возможности для общения, подобно eGroups/OneList, ICQ, Evite. Такие сетевые сервисы можно назвать прообразом полноценных соцсетей, но, тем не менее, они явились именно тем самым фундаментом, на котором в дальнейшем развивались онлайн-услуги для общения и взаимодействия пользователей.

Где?

В далеком уже от нас 1995 году родилась первая "настоящая" социальная сеть – Classmates (одноклассники). (Ее российский аналог Одноклассники.ру был запущен только весной 2006 года, и в настоящее время пользуется просто бешеной популярностью. Я сам не удержался: зарегистрировался, потусовался и нашел соучеников, которых жизнь разбросала по всему миру. Теперь вот потихоньку "тусим" виртуально).

Социальные сети второго поколения появились в начале 21-го века, когда в целом разобрались в их сущности и определились с теми широчайшими возможностями, которые предоставляют СС для всех сфер деятельности. Сервисы подобные Friendster, Tribe, Orkut, LinkedIn, Spoke позволили создавать социальные сети для отдыха и для работы. Иными словами, в то время создатели СС работали скорее ради самих сетей и их развития, нежели ради использования возможностей, предоставляемых этими сетями.

Влияние социальных сетей на современную жизнь неоспоримо, и в настоящий момент СС эволюционируют наиболее значительным образом – они движутся к новой категории сетей – Социальным Сетям версии 3.0 (Social Networks 3.0).

Да, мир вступает в третью эпоху социальных сетей. Нынешние сети становятся рабочим и, более того, необходимым инструментом для ведения деятельности, будь то бизнес или творчество. СС служат площадкой для неформального общения приятелей (LiveJournal). СС помогают в творчестве (MySpace). СC расширяют игровой опыт массовых онлайн-игр (Xfire). Наконец, СC служат серьезным инструментом для поиска сотрудников и партнеров (LinkedIn).

Тематика СС – самая различная. Есть соцсети политические, объединяющие в виртуальном Гайд-парке любителей "побазарить" о политике. Популярны и эффективны социальные сети по недвижимости (для людей, которые сдают, арендуют, продают, покупают недвижимость). Свою социальную сеть, естественно, сексуальной тематики имеет Playboy. Главная цель нового проекта – типичная охота за прибылью, которая в последнее время не впечатляет. Компании Nokia грешно жаловаться на низкие "прибыля", но и она запустила недавно собственную социальную сеть под названием MOSH (MObilize and SHare). По идее ее творцов, сервис разработан для того, чтобы владельцы любых мобильных (и не только) устройств могли использовать его для создания, загрузки и обмена различным контентом: играми, приложениями, музыкой, видео и изображениями.

Соцсети бывают открытыми (для всех и каждого) и закрытыми (куда без личного приглашения не попадешь, этакий виртуальный закрытый клуб). В целом же, по сути, социальные сети – это виртуальные гетто. Те сети, которые поощряют такие гетто (например, MySpace и Facebook), растут быстрее всех.

Когда?

Интересно, что соцсетям, как и любви, все возрасты покорны. Старшее поколение "бабушек и дедушек", постепенно, но уверенно осваивает Интернет-технологии. Сначала это были email, форумы и icq, а сейчас дело доходит до CC, таких как Facebook, MySpace и Odnoklassniki.ru. Причем молодежь от этого совсем не в восторге, ибо, как полагают специалисты и гуру Интернет-общения, молодые люди используют высокие технологии не столько потому, что им нравится hi-tech, а, в первую очередь, потому, что это модно и позволяет дистанцироваться от старшего поколения, выделиться среди них, доказать свою прогрессивность и "крутость".Когда же среди френдов на Facebook появляется 72-летняя бабушка и просит добавить её в друзья, это уже совсем не круто. Для тинейджера это – настоящая катастрофа.

Что же делать в такой ситуации? У молодых есть только один выход: осваивать новые, технически еще более сложные сервисы, которые считаются "гиковскими": Gmail, Twitter, YouTube и т.д.

Что же, каждому – свое. Кому-то голые девочки, а сайт социальной сети Eons.com, объединяющий людей старше 50 лет, внедрил новый "сервис" и начал рассылать сообщения о смерти пользователей. Служба присылает некрологи знакомым и близким умершего, когда становится известно о кончине и времени похорон.

Таким образом, социальные сети являются ключевым элементом для дальнейшего развития сообществ, и в скором времени они будут неотъемлемым инструментом для любой деятельности.

Зачем?

Пока же два основных приложения соцсетей к нашей реальной действительности – это, на мой взгляд, общение "для души" (коллеги-знакомые-бывшие соседи) и для решения реальных бизнес-вопросов, в частности, для эффективного поиска работы. Кстати, соцсети – это самый эффективный timekiller для тусовки в рабочее время (чаты и аська – уже не так круто).

Соцсети возродили наш родной реальный… блат, но уже в виртуальной форме. В советские времена связям придавалось огромное значение. Такие понятия, как "блат", "рука", "наш человек", тогда были и в обиходе, и в повседневной жизни. При "деревянных" советских рублях основной "валютой" служил социальный капитал ("Я к вам от Иван Иваныча" звучало весомо. "Не имей сто рублей, а имей сто друзей" - помогало жить, и жить хорошо).

Роль "блата" довольно серьезна и "у них". Например, в своем ежегодном опросе Career Transition Survey компания DBM исследовала тенденции в области поиска работы более 18 тысяч профессионалов из Великобритании. Две трети из них нашли работу, используя знакомства и общаясь с людьми, и только четверть – посредством рекрутинговых фирм, печатных объявлений и Интернет-сайтов. Распространенная поговорка "it doesn’t matter what you know, it’s whom you know" ("не важно, что ты знаешь, важно, кого ты знаешь") применима и у нас сейчас, но пословицу можно дополнить: "не важно, что ты знаешь, важно, кого ты знаешь и кем ты ему приходишься".

Использование своих социальных связей при поиске работы не считается зазорным ни в России, ни в Западной Европе, ни в Соединенных Штатах. Более того, шансы быстро и удачно трудоустроиться с помощью знакомых значительно выше. А соцсети только ускоряют данный процесс.

Тут важна роль т.н.информационного брокера, человека, играющего роль посредника в социальной сети. Он связывает между собой группы людей, налаживает прочные связи между специалистами и тем самым открывает им доступ к информации. Определить такого человека в своей социальной сети или найти в процессе networking – половина успеха в деле поиска хорошей работы.

У нас!

Главное для создания социальной сети не ее механизм, а плодотворная идея, предлагающая аудитории новые способы коммуникации. Может пригодиться уже готовое сообщество или опробованная на Западе модель. Ведь в Америке Интернет ровно такой же, как и в Украине, только развивается с опережением. Успей копировать успешный американский проект, и американская мечта об успехе сбудется в наших широтах. Что, собственно, и происходит. Главное – это "попасть в нерв", как говорит наш доморощенный (в хорошем смысле этого слова) Интернет-гуру Алексей Мась. Кстати, его проект "Дерево друзей" на Украинском портале можно считать одной из первых социальных сетей на просторах СНГ.

Попали "в нерв" и создатели Connect.com.ua – проекта группы украинских студентов (из КПИ), который позволяет найти и оставаться на связи с университетскими и школьными друзьями по всей Украине.

Уже первые дни работы Connect.com.ua развеяли все сомнения в успешности проекта. Количество желающих найти здесь новых друзей и просто "потусить" растет подобно снежному кому. Одним из определяющих факторов такого интереса, служит и то, что сайт находится в сети UA-IX. Как известно, для большинства пользователей Украины это – бесплатный трафик. Другим привлекающим для многих моментом есть возможность стать одним из "старожилов", сформировав первые группы. Каждый день регистрируется около 300 человек и эта цифра постоянно растет. Ежедневно сайт посещают около 1000 пользователей.

Пару слов о механизме. Качество разработки "социального" сайта вовсе не является базовым фактором его успеха. Успешные социальные проекты мало зависят от уровня сделавших их программистов. Более того, многие проекты, хорошо выполненные с точки зрения IT-инженера, так и не нашли своей аудитории, и ныне скорее мертвы, чем живы. Люди же готовы пользоваться плохо сделанным сайтом, оказавшимся в нужное время в нужном месте. Классический пример – те же "одноклассники.ру". Больше "тройки" этот сайт с неприглядным интерфейсом, долгим временем загрузки, лишенной логики структурой и постоянными ошибками, не заслуживает. Но пользователи находят на нем частички своей "социальной сети", попадаются в них и остаются, пренебрегая идеально запрограммированными сайтами, но где нет ни одного детсадовского приятеля.

Интернет в рабочее время – любимое пристанище "офисного планктона", лентяев постиндустриальной эпохи. Таких было много во все времена. Мающийся от безделья инженер советского НИИ по сути мало чем отличается от множества сотрудников больших и малых корпораций, более всего озабоченных зарплатой и отпуском. Именно они – костяк активных участников социальных сетей. Чаты, форумы и блоготворчество всего год назад были лучшими средствами убийства рабочего времени. Но теперь безусловное первенство принадлежит социальным сетям. Сейчас именно они стали лучшими "таймкиллерами".
Некоторые полагают, что со временем эпидемия ностальгии по собственному прошлому, школьному и студенческому, пройдет. И тогда народ обратится к чему-нибудь новенькому, что предложит Интернет к тому времени.

Оцените публикацию:
  • 0 оценок
Другие аналитические статьи