23 июля 2009, 20:48

Операторов ударили по канализации

Негосударственные украинские операторы фиксированной связи получили письма от ОАО "Укртелеком" о введении в действие с 1 июля новых тарифов на услуги бронирования, доступа и использования места в канале кабельной канализации.

Теперь в сравнении с ранее действующими тарифами стоимость строительства и аренды увеличились в 6-8 раз. Из тарифной сетки исчез самый популярный диаметр кабеля – 12 мм (оптика), взамен был введен минимальный диаметр кабеля 20 мм. Это искусственно завысило величину тарифа еще в 2 раза. Снижен тарифный коэффициент для государственных предприятий (с 0,35 до 0,2), что стимулирует операторов использовать коррупционные схемы при работе на рынке. Дифференциация новых тарифов учитывает только диаметр кабеля, не принимая во внимание другие значимые факторы, влияющие на стоимость выполнения работ. В итоге новые тарифы ударят по всем абонентам.

Теперь повышение тарифов делает невозможной нормальную работу негосударственных операторов в сфере услуг фиксированной телефонии. Ведь по закону нельзя повышать тарифы на фиксированную телефонию (граничные тарифы на общедоступные телекоммуникационные услуги, Решение НКРС от 28 апреля 2009 года № 1491). Нельзя в одностороннем порядке разрывать договора с абонентами. Не имея альтернативных вариантов, из-за новых тарифов Укртелекома негосударственные операторы будут нести убытки, которые неизбежно приведут к снижению качества предоставляемых услуг или даже к отключениям. Однако, в первую очередь пострадают абоненты. Ведь фиксированная телефония сегодня – это социальная связь, которая дотируется операторами за счет более прибыльных услуг.

Многие абоненты фиксированной телефонии относятся к социально незащищенной части населения, для которых фиксированный телефон зачастую – единственный канал связи с внешним миром. Новая финансовая политика Укртелекома ударит прежде всего по ним.

За всем этим прослеживается определенная политика «Укртелекома». Он добивается того, что мелкие операторы умрут, а крупные будут нести финансовые потери. Однако, за всем этим прослеживается, что Укртелеком стремится к тому, чтобы его основное конкурентное преимущество (кабельная канализация) оплачивалось операторами-конкурентами.

Таким образом, негосударственные операторы оказались в безвыходной ситуации: на рынке останется один оператор или государство предложит рынку финансовую компенсацию.

Как же на самом деле обстоят дела с канализацией? Здесь имеет место монополизм Укртелекома, который владеет около 90% кабельной канализации Украины. При этом за последние 15 лет негосударственные операторы внесли значительный вклад в развитие и модернизацию кабельной канализации. Так, докладка кабеля, обслуживание канализации, модернизация устаревших участков на 80% производились за счет негосударственных операторов. Операторы платили трижды: за постройку (докладка, установка люков), за обслуживание (Укртелеком делает это неэффективно), за аренду (согласно тарифной сетке Укртелекома).

При этом представитель Укртелекома Игорь Сиротенко заявил: «Канализация – наша собственность, и у участников рынка нет рычагов влияния на нас в этом вопросе».

В этом вопросе все делается непрозрачно. Так, выставив рынку новые тарифы, Укртелеком не предоставил операторам экономическое обоснование тарифов, регламент выполнения работ, нормативы (объем работ), сроки выполнения, а также порядок взаимодействия с операторами и т.д.

Теперь свою неэффективность по обслуживанию кабельной канализации Укртелеком хочет переложить на плечи негосударственных операторов. Если себестоимость услуг Укртелекома будет неадекватна рыночной, необходимо искать другие механизмы управления этим процессом. «Мы готовы использовать внешние независимые экспертизы для определения реальной себестоимости этих услуг», - говорят представители CDMA-операторов и добавляют: «Мы не можем вести бизнес без планирования финансовой деятельности, особенно в нынешних экономических условиях». По их мнению, действия Укртелекома непредсказуемы. Нужен механизм, который позволял бы прогнозировать действия государственного монополиста.

Действия государственного монополиста должны регулироваться при помощи регуляторов рынка.

Необходимо разработать правила, которые установят справедливый порядок доступа к канализации всех игроков рынка. Расценки на доступ в канализацию должны быть экономически обоснованными, сформированными по принципу «себестоимость + разумная рентабельность».

Контроль за выполнением монополистом разработанных правил должен осуществлять соответствующий государственный орган.

Напоследок хочется отметить, что на 28 июля в НКРС запланировано проведение круглого стола, на котором в числе прочих будет рассматриваться вопрос кабельной канализации. Негосударственные операторы примут участие в этом мероприятии, и будут убеждать представителей НКРС в необходимости урегулирования вопроса тарифов на доступ в кабельную канализация ЗАО «Укртелеком».

Однако, если здравый смысл не возобладает, операторы обещают обратиться в суд.

Оцените публикацию:
  • 0 оценок
Другие аналитические статьи