18 марта 2008, 17:33

Конвергенция: сети, продукты, услуги

На семинаре "Конвергентные услуги. Мировой опыт и планы по развитию в Украине", организованном "МТС-Украина", Роман Химич, консультант агентства Netton CG, представил свой взгляд на конвергенцию как идею и тенденцию

Что есть конвергенция? Есть множество определений, существенно различающихся между собой. Необходимо понимать — на сегодняшний день какого-то единообразного толкования нет. На мой взгляд, конвергенция — это процесс и тенденция к сближению технологий, продуктов и услуг, разных по своей изначальной природе. Результатом конвергенции становится некий новый продукт, объединяющий функционал своих родителей, обладающий каким-то новым качеством, предлагающий потребителю что-то новое. Принципиально важно — конвергенция не есть технология, это не конкретный сервис. Конвергенция — это либо идея, возникающая в умах людей, причастных к телекому, например, производителей оборудования, о том, что если например, объединить фиксированную и мобильную связь, это будет выгодно и удобно потребителям. Это либо тенденция, существующая независимо от чьих-либо субъективных желаний, к тому, что телекоммуникационные услуги как-то объединяются, скрещиваются, опыляются между собой. И, наконец, очень часто конвергенция — это элемент маркетингового позиционирования каких-то продуктов и услуг. Т.е. неинтересно просто сказать, что технология Х — это просто новая технология. Лучше сказать, что технология Х — это конвергентная технология, что как бы прибавляет ей веса в глазах потенциальных заказчиков и потребителей.

Если ориентироваться на рекомендации авторитетных международных органов, у конвергенции как у идеи, процесса и тенденции, в телекоммуникациях есть несколько составляющих. Это, во-первых, конвергенция сетей доступа. Т.е., например, конвергенция сетей фиксированной и мобильной связи. У этого элемента конвергенции движущей силой являются операторы сетей. От них напрямую зависит, будет ли реализована конвергенция мобильной и фиксированной связи, т.н FMC (Fixed Mobile Convergence) в данном конкретном случае, или не будет. Вторая составляющая — это конвергенция сервисов. В данном случае движущими силами являются поставщики услуг. И, наконец, третья составляющая конвергенции — это конвергенция устройств. В данном случае решающее слово за производителями: будет устройство Х реализовывать конвергенцию или нет.

Вокруг нас много конвергентных продуктов, устройств и услуг. Самый простой наглядный пример - смартфоны. У меня, как и у многих других пользователей, телефоны поддерживают не только сети сотовой связи, но и беспроводные локальные сети — WiFi. Это типичный пример конвергентного устройства. Благодаря такому устройству потребитель не является жестко привязанным к сети, а соответственно, условиям и тарифам одного оператора. Он имеет возможность выбора. Еще один пример — ICQ. На моем смартфоне есть ICQ-клиент, точно так же как он есть на моей флешке, благодаря чему я могу подключиться к сервису везде, где есть ПК с подключением к Интернету или сети мобильной связи. То есть я имею доступ к сервису независимо от устройств и внешних условий. Другой замечательный пример конвергентной услуги: заплатив немного денег, я получил телефонный номер в Нью-Йорке , на который можно позвонить посредством обычного телефона в Щтатах, без безумных роуминговых тарифов. И точно также любой человек может получить себе телефонный номер в большинстве городов мира. Это также конвергенция.

Поговорим немного об истоках появления конвергенции как идеи и тенденции. Появление идеи конвергентных услуг принято относить к середине девяностых, когда в первую очередь в европейском телекоме проявились некоторые следующие тенденции. Первое — это замещение фиксированной связи мобильной — FMS (Fixed Mobile Substitution). Именно в середине 90-х стал достаточно значимым процесс перетока трафика, абонентов, и самое главное — денег из сетей фиксированной связи в мобильные. Выяснилось, что мобильность сама по себе настолько привлекательна, что люди готовы даже априори по несколько большим тарифам звонить по мобильному, не бегая к обычной трубке. И даже радиоудлинитель или DECT не помогает. Операторы фиксированной связи столкнулись с тем, что им нечего противопоставить. Оказалось, что они столкнулись перед глобальным вызовом их бизнесу, и с этим нужно что-то делать. Вторая тенденция —становление в середине 90-х Всемирной Сети как принципиально нового альтернативного способа доступа к информации и способа коммуникации. Интернет стал достаточно заметным, зримым и весомым и начал заметно влиять на поведение пользователей. И наконец ближе к концу 90-х в телекоме появилась новая категория участников рынка, те же операторы IP-телефонии, которые начали оттягивать на себе все большую часть денег, при чем уже как от операторов фиксированной, так и мобильной связи. И уже не только операторы фиксированной, но и мобильной связи, осознали, что с этим нужно что-то делать.

Теперь углубимся еще дальше в ретроспективу, чтобы вспомнить, откуда есть пошел весь телеком, и куда он идет.

Весь современный телекоммуникационный бизнес вырос из сетей обычной телефонии. И даже операторы мобильной связи по своему менталитету, по своим подходам, все равно являются продолжателями дела фиксированных операторов.

Что характеризует фиксированную телефонию как этап эволюции телекоммуникационных сетей и телекома в целом? Долгое время телефония была титульной и, по большому счету, единственной услугой. С большим опозданием появилась услуга факса как способ передачи текста в виде изображения. При чем в силу своей сложности и дороговизны факсимильная связь никогда не была популярной, это всегда было уделом бизнеса. Набор услуг в сети фиксированной связи минимален и негибок, потому что реализация любой новой услуги предполагает вмешательство на физическом уровне. Кроссовое оборудование, колодцы, коммутаторы — нужно очень много предпринять действий на физическом уровне, что всегда дорого и, в конечном счете, неинтересно. Оператор сам строит, сам контролирует, т.е. имеет право собственности на всю сеть. Вплоть до права собственности на конечное оборудование.

Наш телефонный номер (квартирный), и точно также номер мобильной связи, не является нашей собственностью. Это собственность оператора, который нам предоставляет его в пользование на некоторых условиях, оставляя за собой право в любой момент забрать. В любом случае оператор и только оператор на сто процентов решает и контролирует, что происходит в сети. Идентификатор пользователя, в данном случае телефонный номер, мало того, что является собственностью оператора, сами принципы администрирования телефонных номеров очень негибкие. В случае с фиксированной телефонией во-первых телефонный номер привязан географически к определенному региону, кроме того существуют операторские ограничения. Номера выделяются определенным операторам и не могут между ними мигрировать. Таким образом, сети отдельных операторов получаются отдельными царствами, в каждом из которых оператор — хозяин-барин.

Взаимодействие между операторами, например, разных стран воспринимается как желательная, но необязательная опция. В любом случае оператор, даже не имея связи с другими странами, чувствует себя замечательно. Свобода и возможности абонента крайне ограничены. Фактически они сводятся к выбору цвета телефона. Такие жесткие рамки привели к тому, что образ мысли и бизнес-модель традиционного оператора — это "walled garden" - "огороженный сад".

Поскольку во власти оператора и сетевые идентификаторы, и номенклатура услуг, и конечное оборудование, и условия присоединения к другим сетям, то в его распоряжении вся цепочка добавленной стоимости. Все деньги, которые тратятся в этой сети, остаются у оператора. И это приводит к тому, что "всё дорого и плохо".

Альтернативой этому стало появление Всемироной Сети и Интернета как её технологической основы, который строится на совершенно других принципах. Во главу угла поставлены так называемые сетевые ресурсы, которыми могут быть html-страницы, адреса электронной почты, службы мгновенных сообщений. У каждого ресурса есть свои идентификаторы, и что принципиально, в мире интернета можно реализовать право собственности на идентификатор. Можно оформить свой адрес электронной почты, номер ICQ, домен.

Таким образом, реализован очень важный принцип: разделены доступ к сети и доступные в ней услуги. Потому что услугами и сетью, в общем случае, занимаются абсолютно разные лица, которые никак между собой не пересекаются. Таким образом, получается открытая, совершенно иная среда. Идентификаторы, номенклатура услуг и условия их предоставления, оконечное оборудование, и соответственно, все более увеличивающаяся часть добавочной стоимости вышли из под контроля операторов сетей. И это есть глобальный вызов их бизнесу, на который они никак не могут найти ответа.

В настоящее время услуга телефонии может быть реализована как в фиксированной проводной сети, так и посредством сетей подвижной связи, а еще есть IP-телефония в сетях передачи данных. Номенклатура услуг очень сильно расширилась. И самое главное — расширились границы нашей свободы. Принципы предоставления услуг во многом стали совершенно другими.

Что можно сказать о конвергентных услугах и продуктах на украинском рынке в настоящее время? Для меня наиболее ярким примером является деятельность операторов CDMA-сетей, которые по факту предоставляют услугу местной связи (местные номера с географической привязкой), тарификацией фиксированных сетей, но при этом с качеством мобильности. Т.е. «местная» плюс «мобильная» телефонная связь. Эта услуга предоставляется на всей территории страны.

Все большее распространение на рынке получают конвергентные устройства: смартфоны, персональные медиапроигрыватели, с поддержкой беспроводных локальных сетей (Apple iTouch). В ближайшие два-три года начнется экспансия совершенно нового класса устройств, пока представленных всего двумя девайсами от Nokia — так называемые интернет-планшеты. Устройства, ориентированные в первую очередь на доступ в интернет через сети беспроводной связи. Все время растет доля смартфонов с поддержкой WiFi.

И, наконец, широко анонсированные FMC-проекты операторов. К сожалению, они пока не получили достаточной популярности, которую, без сомнения, заслуживают. Что это за проблемы? Это в первую очередь неадекватное регулирование. В частности, когда мы говорим о тех возможностях, которые успешно используют CDMA-операторы, предоставляя местные номера в мобильном варианте, сразу возникает вопрос: "Почему это не могут делать операторы GSM-сетей"? Им просто не дают. При том что GSM-щики могли бы прекрасно на этом поле работать, но пока не имеют возможности в силу отсутствия дееспособного регулятора.

В отношении операторов мобильных и фиксированных сетей - при обсуждении какого-то гипотетического проекта взаимодействия операторов фиксированной и мобильной связи неизбежно возникает вопрос: "Чьи деньги будут делить"? Идеальной является ситуация, когда оператор, как в случае с МТС, имеет и сеть фиксированной связи, и сеть мобильной. Здесь он может принимать решения, ориентируясь в первую очередь на абонента. А когда вовлекаются два оператора, процесс переговоров как правило заканчивается ничем. Не будем забывать, что у операторов мобильной и фиксированной связи даже показатели операционной деятельности очень разные. У мобильщиков рентабельность измеряется десятками процентов, у фиксированных операторов — 10-15%. И им очень тяжело договориться. Это не технологическая проблема, а проблема бизнеса.

Для операторов когвергентные устройства — это в первую очередь потеря привычной для них власти над абонентов, которая является краеугольным камнем их бизнес-модели. Ну и существует проблема взаимоотношения операторов с поставщиками сервисов, которая в свое время в украинских реалиях выливалась в войну с IP-телефонией. Можно понять оператора. Для него IP-оператор — это паразит, который присосался, не вкладывая ничего в сеть, демпингует, разрушает его бизнес-модель. По крайней мере, в том, что касается очень дорогих международных звонков.

Большинство этих проблем относится к фундаментальному противоречию. Пока операторы контролируют и доступ к сети, и услуги, которые в них предоставляются, они себя прекрасно чувствуют. И получают хорошую рентабельность. Как только с технологической революцией доступ к услугам начал разделяться, возникли проблемы что старая бизнес-модель устарела, и что-то с ней нужно делать.

Теперь спрогнозируем куда движется отрасль. В идеале та модель организации бизнеса, которая характерна для интернета, должна стать всеобъемлющей. Для нас нет разницы, куда мы направим письмо электронной почты — в соседний офис или на другой конец света. От этого тарифы никак не меняются. Чем хорошо Интернет? Там ценовые барьеры практически сведены до нуля.

И поэтому в идеале весь телеком — телефония фиксированная, подвижная — должна стать более похожей на Интернет. Что этому поспособствует? Прежде всего MNP — переносимость номера. При чем не только между сетями мобильной связи, но и фиксированной и мобильной. ENUM (tElephone NUmber Mapping) — за этой аббревиатурой скрывается инициатива по отображению традиционной телефонной нумерации на адресное поле Интернета. То есть, грубо говоря, чтобы можно было свой телефонный адрес использовать для электронной почты, ICQ и т.п. Вместо множества номеров, вместо громоздких машрутизаций должен быть один-единственный идентификатор — универсальный номер, собственность на который может оформить каждый человек.

Рынку также придётся пережить структурное разделение операторского бизнеса, заявленное как один из приоритетов регулирования в Евросоюзе. Речь идет о том, чтобы принудительно на законодательном уровне заставить нынешних операторов, которые реализуют по факту вертикальную модель (сеть и все услуги), разделить эти направления. Одни компании занимаются сетями, другие — предоставлением услуг. Только после этого откроется возможность для развития тех же виртуальных операторов. Тогда появятся правовые основания для доступа к сетевым ресурсам. Только после этого появится также шанс у контент-провайдеров, когда они из нынешней роли "приживалок" тоже смогут на что-то претендовать. Потому что в нынешней модели контент-провайдеры находятся в полной зависимости от прихоти операторов.

Безусловно, будет расти популярность конвергентных устройств и услуг на их базе. В течение двух-трех лет большинство продаваемых телефонов, планшетов будут поддерживать по несколько беспроводных сетей, как минимум две: сотовую сеть и WiFi или WiMax. Все поймут, что это выгодно, дешево, интересно.

Ну и безусловно то направление, о котором в частности заявляет МТС, это мобильный широкополосный доступ, будет непрерывно развиваться. Потому что по мере того, как все большая часть украинцев будут узнавать и пользоваться социальными сетями, дневниками, у них объективно будет возникать потребность в интернет-доступе как можно чаще. В идеале — 24 часа в сутки.

Уже сейчас мы наблюдаем, что традиционные операторы сетей мигрируют от просто сетевого бизнеса в направлении гораздо более сложного, комплексного предоставления — к информационно-комуникационным технологиям. Операторы начинают выполнять роль интеграторов, потому что есть задачи, которые сложно реализовать из двух рук. Бизнес будет все более усложняться, и те услуги, которые будут предоставляться, будут все более и более сложными, в первую очередь структурно. И в то же время с точки зрения абонента они будут становится все проще.

Оцените публикацию:
  • 0 оценок
Другие аналитические статьи