Результаты исследования компании IDC по заказу EMC свидетельствуют об огромных объемах создаваемой и копируемой цифровой информации в глобальных масштабах и о стремительных темпах их роста.
Впервые результаты исследований и прогнозы темпов роста мирового объема информации были опубликованы в марте 2007 года. Год спустя аналитики IDC корректируют свою оценку темпов роста цифровой вселенной и делятся новыми прогнозами в отношении влияния цифровой вселенной на бизнес и общество.
Итак, размер цифровой вселенной в 2007 году составил 281 миллиард гигабайт (281 эксабайт), что на 10% больше прежней оценки. Темпы средневзвешенного годового роста также превышают прежние прогнозы и теперь оцениваются в 60%, что означает, что вселенная растет быстрее, чем предполагалось. К 2011 году ее размер составит 1,8 зеттабайта (1800 эксабайт), что в 10 раз больше показателя 2006 года. Ваша «цифровая тень», то есть, объем цифровой информации о среднестатистическом человеке, создаваемой за день, уже превышает объем цифровой информации, создаваемой самим человеком.
Рост цифровой вселенной обусловлен в первую очередь стремительным распространением цифровых фотоаппаратов, цифровых систем наблюдения и цифровых телевизоров, а также более точным пониманием принципов размножения данных.
В 2007 году в цифровой вселенной приходилось по 45 гигабайт информации на каждого жителя Земли, что примерно соответствует помяти 17 миллиардов телефонов iPhone с 8 ГБ.
В число прочих быстрорастущих уголков цифровой вселенной входят развивающиеся страны, в которых только появляется доступ к интернету, системы съема показаний с датчиков, вычислительные центры для «туманных вычислений» и социальные сети с цифровыми материалами миллионов пользователей интернета.
В ходе исследования аналитики IDC также изучили пути взаимодействия общества с цифровой вселенной, формы вклада отдельных людей в цифровую вселенную, включая «следы», которые они оставляют, пользуясь интернетом, общаясь в социальных сетях, обмениваясь электронной почтой, пользуясь мобильными телефонами, цифровыми камерами и пластиковыми картами.
Рост объемов информации в первую очередь приходится на фотографии, видеоролики, цифровое телевидение и передачу вигнала камер внешнего наблюдения. Так, в 2007 году количество цифровых фотоаппаратов и телефонов с камерами превысило 1 миллиард, и менее 10% фотографий было снято на пленку. В то же время объем поставок цифровых камер внешнего наблюдения удваивается каждый год. В геометрической прогрессии увеличивается популярность сетевых ресурсов по хостингу и обмену видеороликами типа YouTube.
Обилие различных систем IP-телефонии, датчиков и радиометок приводит к тому, что количество «контейнеров» для цифровой информации (файлов, изображений, пакетов, разметки) растет на 50% быстрее, чем количество гигабайт. Информация, созданная в 2011 году, будет храниться в 20 квадриллионах (20 миллионов миллиардов) контейнеров, что будет требовать гигантских усилий по управлению ими. Поэтому для ведения эффективной работы в условиях взрывного роста объема цифровой вселенной потребуется разработка стратегий управления информацией, включая обеспечение ее безопасности, хранения, доступа к ней и ее соответствия нормативным требованиям.
При этом не изменилась ситуация с ответственностью за хранение цифровой информации. Так, если около 70% цифровой вселенной создается частными лицами, то за обеспечение безопасности, достоверности и конфиденциальности 85% данных несут ответственность юридические лица — компании. Поэтому бизнес несет повышенную ответственность за хранение и передачу информации.
В то же время объем данных в цифровой вселенной очень неравномерно распределен по отраслям, причем распределение практически не коррелирует с размером ВВП и объемом инвестиций в ИТ. На финансовую сферу приходится около 20% всех инвестиций в ИТ, но только 6% цифровой вселенной. Между тем, в 2011 году доля средств массовой информации, индустрии развлечений и телекоммуникаций в цифровой вселенной будет в 10 раз больше их доли в глобальном ВВП.
Возрастает вероятность экологических катастроф. Так, серьезную угрозу для экологии представляет «электронный мусор»: каждый год выбрасывается около 1 миллиарда электронных устройств. В основном это мобильные телефоны, хотя значительная часть приходится и на карманные и персональные компьютеры. Повышается объем потребления энергии: если раньше серверная стойка в среднем потребляла 1 кВт энергии, сегодня она потребляет около 10 кВт. Поэтому новые вычислительные центры строятся из расчета 20 кВт на стойку.
«Общество уже столкнулось с первыми признаками стремительного роста цифровой вселенной. Организации вынуждены тратить огромные ресурсы на планирование эффективного использования данных и управление информацией, — отметил Джо Туччи, председатель правления, президент и генеральный директор EMC. — С увеличением объема следов, оставляемых человеком в цифровой вселенной, растет и объем ответственности организаций в вопросах хранения, защиты, обеспечения доступности и достоверности информации.».
Благодаря огромному размеру и стремительному расширению цифровая вселенная начинает оказывать заметное влияние на потребителей и бизнес уже сейчас. По мнению аналитиков IDC, рост цифровой вселенной создает новые сложности для отделов ИТ, которым приходится управлять все более разнообразными и объемными данными. У домашних пользователей возникают сложности с хранением собственных цифровых данных по мере того, как они пытаются разобраться, что делать со всей той информацией, которую они создают.
И напоследок. Ежесекундное увеличение цифровой вселенной можно отслеживать на странице http://www.emc.com/digital_universe . Там же можно скачать и установить личный калькулятор цифрового следа.