На смену привычному нам манипулятору придут так называемые "жестикуляционные компьютерные механизмы". Под этим пока еще непривычным для глаза и уха термином скрываются сенсорные экраны и устройства распознавания лица пользователя.
"Мышка отлично работала в десктоповой среде, однако для домашних развлечений и работы с ноутбуком ее время прошло" - уверен аналитик Стив Прентис (Steve Prentice). Стив аргументирует свой прогноз тем, что фирмы по производству бытовой электроники разрабатывают продукты с новыми интерактивными интерфейсами, а вдохновляет их на это игровой мир.
В играх и других домашних "развлекухах" вместо привычных пультов ДУ будут интенсивно использоваться всевозможные устройства распознавания владельца (от его отпечатка пальца до выражения лица). Такой девайс "узнает" ваше лицо, убедится в том, что вы — это вы и запустит меню на экране. Затем "легким движением руки" можно выбрать то, что вам надо.
Действительно, все чаще люди используют ПК для хранения музыки, фильмов и фотографий, поэтому для мультимедийных целей мышка и клавиатура особо и не нужны, тут с успехом справятся более простые инновационные устройства, когда одной кнопкой можно запускать многие функции.
"Sony, Canon и другие производители видео и фото уже используют распознавание по лицу в режиме реального времени, даже если вы смеетесь" - говорит Стив. Мистер Прентис намекает на появление уже в сентябре некоего устройства, которое взорвет рынок, ибо будет управлять компьютером просто при помощи... мысли. Поживем — увидим, но пока что звучит, как чистой воды фантастика.
Вместе с тем немало и таких (особенно среди производителей самих мышек), которые не согласны с тем, что мышиные дни вот-вот сочтены. "Слухи о смерти мышек сильно преувеличены" - считает Рори Дули (Rory Dooley), старший вице-президент и генеральный менеджер подразделения управляющих устройств компании Logitech. А уж он-то знает, ведь Logitech — это самый крупный в мире производителей мышек и клавиатур. За последние 20 лет компания продала свыше полумиллиарда (!) мышек. "Это лишь подтверждение того, насколько важно устройство, именуемое мышкой" - говорит мистер Дули.
Однако и он соглашается, что количество путей, которыми люди взаимодействуют с компьютерами, за последнее время растет, и его собственная компания производит многие из них. "Люди годами говорили о конвергенции. Сегодня телевизор работает, как компьютер, а ПК, как ТВ". "Девайсы, которые мы применяем, модифицируются для изменяющегося стиля нашей жизни, но нельзя отрицать ценность мышки" - объясняет Р.Дули.
Кстати, "старую, добрую" мышку изобрел д-р Дуглас Энгельбарт (Douglas Engelbart), работая в Стэндфордском исследовательском институте. Печально, что за свое изобретение доктор не получил "ни шиша", ибо срок действия его патента иссяк в 1987 году, перед тем как "пэкашная" революция сделала мышь поистине незаменимым девайсом.
Накануне 40-летнего юбилея, планируемого на конец текущего года, предсказание компании Gartner кажется чересчур мрачным, особенно принимая во внимание то, что развивающемуся миру лишь предстоит приобщение к ПК и онлайну. Да, в результате мышь будет еще даже более популярной, чем сегодня, утверждают "мышиные" апологеты. Пока ведь "всего" миллиард в онлайне, а на планете еще свыше пяти таких миллиардов.
Кстати, а насколько готовы мы "махать руками в воздухе" и "корчить рожицы" перед встроенными видеоридерами? Упомянутый выше м-р Прентис утверждает, что миллионы уже делают это, благодаря устройствам типа Nintendo's Wii и смартфонам iPhone.
Что касается игровой приставки Nintendo, то вы указываете рукой и встряхиваете ее, получая ответную вибрацию девайса, таким образом налицо двусторонний интерактивный контакт.
Новое поколение смартфонов типа iPhone имеет специальные "наклонные" механизмы, либо же для выполнения одной или нескольких операций их надо просто слегка встряхнуть. Производители уже весьма преуспели в создании мультисенсорных интерфейсов, по сравнению даже с совсем недавним прошлым, что позволяет мгновенно зумировать, скроллировать и контактировать с изображениями.
Нарастающая популярность сенсорных интерфейсов уже заметна, что называется, невооруженным глазом. Подобные технологии разрабатывались десятилетиями и уже нашли применение во многих отраслях. Сегодня настал черед и потребительских гаджетов. Похоже, что пора пришла. Сенсоры уже используются и в больших девайсах типа Surface от Microsoft (настольный плоский экран-компьютер), и в маленьких калибра iPhone.
Эксперты предрекают, что наиболее интенсивно сенсорная технология будет использоваться в компании Apple. Хотя "яблочная" корпорация и не открыла ее (пионером тут надо считать тайваньского производителя мобилок HTC, опередившего на рынке Apple, со своим TouchFLO мобильным терминалом, у которого (в отличие от iPhone) сзади можно найти приаттаченный стилус). Тем не менее, ожидается, что в ближайшие 3-5 лет "касательные" интерфейсы будут преобладать в основных хардверных продуктах Apple. В частности, уже в следующем году будут "сенсорные" Маки, а там и потоком пойдут "айПоды" "и прочая, и прочая". Вслед за Apple рванут и другие компании, предлагая "сенсорные" плееры, субноуты, мобилки и, вполне возможно, даже телевизоры с сенсорным экраном. "Касательные" технологии восхищают аудиторию еще со времен голливудских фантастических блокбастеров.
И все-таки еще рано хоронить мышку. Это просто глупо. Мышка отлично справляется со многими вещами. Но не со всеми. Вопрос в том, чтобы найти "золотую середину", которая бы работала с мышкой вместе.
Именно такой подход и будет доминировать в окружающей (нас дома) компьютерной среде в ближайшие 3-5 лет, полагают независимые эксперты.
Кстати, можно успокоить тех, кто не привык к "рррэволюционным" переменам в аппаратных средствах — клавиатура еще долгое время (по крайней мере, в обозримом будущем) будет оставаться "на вооружении". При всех ее недостатках "клава" останется основным устройством ввода текста, хотя некоторые персонажи и, в частности, лично некто Билл Гейтс предрекают иные устройства ввода текстовых файлов, в частности, голосовые.