Согласно результатам исследования «Обзор внедрения ИТ-технологий в аэропортах» (Airport IT Trends Survey) компании SITA, аэропорты продолжают инвестировать в ИТ во время кризиса, демонстрируя свою готовность к увеличению количества пассажиров.
В 2009 г. размер инвестиций в ИТ вырос до 3,6% от прибыли, а в 2011 г. 78% аэропортов планируют увеличить или сохранить на прежнем уровне свои ИТ-бюджеты. На этом фоне от инвестиций в технологии ожидается еще большая отдача – в плане эффективности и снижения расходов, говорится в отчете SITA. В ходе исследования было выявлено, что основным стимулом для инвестиций является «сокращение затрат на бизнес-операции» (на это указали 52% респондентов), а также «повышение качества обслуживания клиентов» (48%), пишет CNews.
В числе приоритетных для инвестирования областей руководители аэропортов называют обновление сетевой инфраструктуры с применением технологий виртуализации и VoIP. Обе технологии считаются ключевыми в снижении расходов на ИТ, и неудивительно, что в ближайшие три года инвестировать в IP-телефонию планирует четыре из пяти аэропортов, а 70% опрошенных намеревается к 2013 г. развернуть виртуальную среду какого-либо вида, отмечается в отчете SITA.
По данным SITA, технологии самообслуживания стали привычными в аэропортах. Так, 60% респондентов отметили, что уже установили у себя киоски саморегистрации, при этом 55% из них планирует установку дополнительных киосков. Еще 26% — преимущественно небольшие аэропорты — собираются установить киоски к 2013 г. Однако функции киосков не ограничивают регистрацией пассажиров на рейс: половина респондентов планирует к 2013 г. с их помощью осуществлять печать багажных бирок, оформлять транзитные перелеты и сканировать паспорта. Кроме того, в аэропортах приступают к использованию системы e-gates для автоматизации процесса выхода на посадку и предполетного досмотра, что, как ожидается, позволит ускорить процесс посадки и уменьшить количество очередей.
Как удалось выяснить в ходе исследования, около 30% аэропортов уже сейчас используют социальные сети для связи с пассажирами и общественностью. Больше половины планируют приступить к этому в ближайшее время. Около 60% хотели бы размещать в социальных сетях информацию о рейсах, 52% используют или планируют использовать социальные сети для проведения опросов и взаимодействия с фокус-группами, а 48% – для сообщения о чрезвычайных событиях (как, например, о прекращении полетов из-за появления облака пепла во время извержения вулкана в Исландии в апреле-мае 2010 г.).
По информации SITA, отчетливее всего влияние ИТ на эффективность аэропорта заметно в сфере взаимодействия различных служб (как наземных, так и воздушных), ответственных за обеспечение бесперебойного функционирования аэропорта. С помощью ИТ улучшается взаимодействие и процесс принятия решений. Исследование выявило высокую заинтересованность (32% опрошенных уже внедрили и 22% планируют сделать это к 2013 г.) в решении «Совместные центры управления аэропортом» (Shared Airport Operations Centres), позволяющем нескольким сторонам совместно управлять общим массивом информации и взаимодействовать в режиме реального времени.
Еще одно решение, которое, по мнению респондентов, поможет увеличить операционную эффективность, это мониторинг пассажиропотока. Данные мониторинга могут способствовать повышению качества обслуживания пассажиров, сокращению времени ожидания и помочь в планировании и оптимальной загрузке аэропортовых служб. Наконец, мобильные устройства используются при обработке и погрузке багажа (у 31% респондентов), при подаче трапов или перронов (уже используют 17% респондентов, при этом 24% планируют начать использовать мобильные устройства в этих целях к 2013 г.) и при удаленном обновлении информации на воздушных судах и выходах на посадку (50% респондентов отметили, что уже пользуются этой возможностью или планируют ее введение к 2013 г.).