Многие современные технические устройства вызывают у людей дискомфорт и в некоторых случаях страх. Такая безобидная на первый взгляд вещь, как мобильный телефон, являясь неоъемлемым аксессуаром повседневной жизни, может стать причиной серьезной фобии или психического расстройства даже у здоровых людей, пишет Взгляд.
Сейчас в некоторых странах мира мобильных телефонов больше, чем людей, и подключенные к сотовым сетям граждане находят все новые и новые поводы для волнений, связанных с мобильниками.
В результате, говорят эксперты, на свет появился телекоммуникационный эквивалент синдрома "фантома конечности", когда у человека с ампутированной конечностью появляется ложное ощущение ее наличия, хотя ее больше нет.
Довольно часто в публичных местах можно наблюдать такую картину: где-то раздается звонок мобильного, и все люди поблизости с неистовой энергией начинают проверять свои карманы и сумки. Психологи склонны полагать, что это проявление одной из форм новой фобии, связанной с мобильниками.
Однако есть и более сложные ее формы: некоторые люди утверждают, что якобы слышат звонок мобильного телефона, сидя на концерте или находясь за рулем автомобиля, хотя в действительности аппарат не звонит или попросту выключен. В том или ином виде подобные ситуации хотя бы раз происходили со всеми обладателями мобильного, однако в данном случае "призрачный звонок" становится хронической фобией.
Этот феномен уже получил название ringxiety ("мания звонка"). Термин придумал Дэвид Ларами, который пишет докторскую диссертацию в Калифорнийской школе профессиональной психологии в Лос-Анджелесе. Ларами говорит, что сам страдает этим расстройством - по его словам, некоторые звуки и их последовательность могут вызывать у него ложное ощущение, что звонит именно его телефон.
Мания звонка возникает у Ларами от таких простых вещей, как рекламные ролики по телевизору или музыкальные композиции на радио. "Еще мне кажется, что я слышу звонок, когда течет вода из крана и иногда - когда бреюсь", - рассказал он в интервью газете The New York Times. Не помогает даже отключение телефона - вибрации вызывают обманные ощущения так же, как и звуковые раздражители.
Научные данные, стоящие за новой теорией, достаточно обоснованы: определенные звуковые диапазоны - от 1 до 6 кГц - легче улавливаются человеческим ухом и поэтому в большей степени стимулируют реакцию.
В мании звонка существенную роль играет психологическая потребность всегда быть на связи, ни на секунду не выпадая из общего информационного поля. Именно эта потребность заставляет людей, сидя в кафе или ресторане, выкладывать мобильник на стол.
А при потере аппарата у некоторых людей начинаются истерики, причем не из-за дороговизны пропавшего устройства, а из-за невозможности быть на связи, пусть даже и временно. Впрочем, пока "мания", как и многие другие расстройства, провоцируемые современной жизнью, не является настоящим, признанным заболеванием.
Есть и другие, менее очевидные психологические расстройства, способные быть вызванными мобильным телефоном. В некоторых странах, в том числе в Великобритании, набирает оборот сервис Bluedating, позволяющий обладателям мобильника знакомиться друг с другом посредством технологии Bluetooth.
Можно отправить информацию о себе и о предполагаемом идеальном партнере на сайт Bluetooth-знакомств. В тот момент, когда другой подписчик этого сервиса, по всем параметрам похожий на мужчину (девушку) мечты, случайно окажется в непосредственной близости, на телефон по каналу Bluetooth поступит текстовое сообщение.
Казалось бы, что в этом плохого? Однако психологи считают, что подобные способы знакомств способствуют развитию у людей социофобии и неуверенности в себе. "Пользователям Bluedating сложно пересилить себя, подойти к понравившемуся молодому человеку или девушке и просто познакомиться. Боязнь быть отвергнутым или неправильно понятым заставляет людей фактически прятаться за такими технологиями, как Bluetooth. Bluedating часто позволяет общаться анонимно, не прибегая к личному знакомству, а это еще больше развивает в людях неуверенность в себе", - считает доктор психологических наук Петра Бойнтон.