Действительно после пары-другой (чуть больше, чуть меньше) часов активной работы наши мобильные устройства — будь то ноутбук (или модный нынче нетбук), мобильник или MP3-плеер - "приказывают долго жить". Элементы питания недолговечны, а девайсы, благодаря расширению всевозможных ранее еще совсем даже не свойственных им функций, потребляют все больше электроэнергии и требуют ее еще и еще. Кажется, что "ненасытность" современных гаджетов просто не знает границ. А в будущем потребление будет только возрастать.
Вот почему на повестку дня выходит необходимость разработки качественно новых, альтернативных и миниатюрных источников питания.
Уже давно на все лады расхваливаются всевозможные виды небольших топливных элементов, вырабатывающих энергию на основе горючих жидкостей или газов. Причем некоторые их апологеты утверждают, что это и есть окончательное решение проблемы питания гаджетов. Потенциально такие элементы могут "кормить" ноутбук в течение нескольких дней без подзарядки.
Однако громогласно провозгласив о достижениях и даже поспешив продемонстрировать опытные образцы, компании не спешат с их серийным производством и выводом на массовый рынок. Оказалось, что изобрести — это еще полдела, необходимо еще сделать такие элементы небольшими, дешевыми и долгосрочными, при этом гарантировать, что они не будут перегреваться и обжигать при работе определенные части тела.
В этом году правительство США устранило, наконец, главную преграду на пути развития данной категории элементов мобильного питания — Министерство транспорта внесло поправки в список опасных материалов, разрешив использование аккумуляторных ячеек с метанолом, бутаном или муравьиной кислотой, которые ранее не допускались для авиаперелетов в целях безопасности. (Метанол и бутан являются легковоспламеняющимися веществами, а муравьиная кислота обладает великолепными коррозионными свойствами — разъест все, что угодно!)
После данного решения правительственной структуры изобретатели воспряли духом и стали еще более интенсивно работать над этими перспективными источниками энергии, ибо последнее время все их усилия были направлены скорее на то, чтобы доказать чиновникам безопасность оболочек, в которые закачиваются метанол и бутан и которые обладают достаточным запасом прочности, чтобы считаться вполне безопасными.
Топливные элементы, в которых крошечное количество топлива реагирует с небольшим чипом для выработки электроэнергии без сжигания, лишит пользователей традиционного и привычного всем нам этапа подзарядки через розетку — достаточно будет просто заменить "топливный патрон-картридж" и продолжать слушать музыку или проверять свою электронную почту.
Ситуация такова, что потребуется еще всего год-два для того, чтобы производители электроники проявили повышенный интерес к инновационным продуктам такого типа, а сами разработчики-новаторы вышли за рамки прототипов, демонстрируемых восхищенным посетителям международных выставок-ярмарок высокотехнологичной продукции.
Сейчас производители подобных элементов гораздо ближе к успешному финишу, чем они были два года назад, тестирование проходит нормально и в правильном направлении. Короче, "верной дорогой" идут "товарищи".
Компания Lilliputian Systems, Inc. из Массачусетса (США), основанная бывшими сотрудниками Массачусетского технологического института, планирует представить подобные портативные топливные элементы уже в конце следующего года. Они подойдут для любого устройства, которое можно заряжать через USB порт.
Внешне это — небольшой блок размером с пачку сигарет, содержащий контейнер с жидким газом (бутаном), который используется в обычных газовых зажигалках. Чудо-девайс сможет подпитывать iPod, BlackBerry, GPS-устройства или цифровые камеры, уверяет Мули Раммани (Mouli Ramani), вице-президент по развитию бизнеса компании Lilliputian Systems.
Вице-президент полагает, что "чайная ложечка" такого топлива может в 20 раз увеличить "жизнь" батареи такого же размера. Система такого энергопитания, скорее всего, будет продаваться за 100-150 долларов, а дополнительные перезаряжаемые картриджи будут стоить 1-3 доллара.
Еще одна американская компания MTI MicroFuel Cells Inc. работает над подобной технологией топливных элементов с 2000 года. В 2002 году уже состоялся показ прототипа "батареи Будущего", которую планировалось вывести на рынок к 2004 году. Но не зря ведь говорят, что " человек предполагает, а Бог располагает".
Председатель совета директоров и главный исполнительный директор компании Пенг Лим (Peng Lim) говорит, что MTI добилась значительного прогресса в последнее время. В настоящее время топливные элементы с использованием метанола могут производить энергию, которая примерно в три раза превышает возможности ионно-литиевых батарей, широко распространенных в мобильных телефонах. При условии дальнейших улучшений их эффективности, в один прекрасный день такой топливный элемент и "жить" будет в 10 раз дольше, чем литиевый, уверен г-н Лим, а чтобы приблизить этот день, компания как раз и работает, "не щадя живота своего".
MTI планирует презентовать данное внешнее зарядное устройство к концу 2009 года, а пока что уже ведется активная работа с производителями электроники по созданию топливных элементов непосредственно в производимых ими устройствах.
П.Лим говорит, что MTI подписала партнерские отношения с подразделением мобильных телефонов компании Samsung Electronics (Южная Корея), производителем из Японии, который выпускает цифровые фотокамеры и компанией Neo Solar Co., которая производит компьютеры по размерам меньше, чем ноутбуки.
Уже знакомая нам Lilliputian имеет также планы по переходу на производство топливных элементов для гаджетов. В прессу просочились сведения о том, что компания подписала соглашения о коммерциализации своего изобретения с тремя крупными транснациональными партнерами. Факт подписания был подтвержден официально, но имена партнеров не назывались.
Panasonic также обещает новое перспективное питание для лэптопов, которое сможет поддерживать работоспособность ноутбука в течение 20 часов посредством "чашки" метанола, однако компания утверждает, что на полки магазинов новинка попадет не ранее 2012 года.
Компания Medis Technologies Ltd. создала топливный элемент питания, но на основе жидкого боргидрида. Такой элемент вырабатывает 1 ватт электроэнергии, обеспечивая 30-часовой разговор по мобильному телефону. Правда, сей продукт — 24-7 Power Pack — по размеру немного больше, чем колода карт, и не может быть перезаправлен снова, поэтому после использования его ждет утилизация.
Следует отметить, что не все настроены на коммерциализацию топливных элементов в самой ближайшей перспективе.
Мэтт Когут (Matt Kohut), аналитик компании Lenovo Group Ltd., "нумер четыре" среди мировых производителей ПК соглашается, что топливные элементы будут в конечном итоге "кормить" лэптопы, но он "в упор" не видит их коммерциализации, по крайней мере, в ближайшую пятилетку.
Для коммерческого успеха индустрия ПК должна объединиться, дабы стандартизировать технологию, кроме того, небольшие топливные картриджи поначалу вряд ли обеспечат достаточную мощность для ноутбуков.
Потребители привыкли, что для подзарядки используется любая электророзетка, поэтому надо будет решить проблему замены картриджей "повсеместно", чтобы они были доступны везде, как сигареты или бутылка "Кока-колы".
Lenovo же движется в направлении разработки батарей на основе серебра и цинка, которые на 20-30 процентов выше емкости ионно-литиевых аккумуляторов и не изнашиваются так быстро.
Компания Toshiba, которая в течение последних нескольких лет демонстрировала "топливные" прототипы на различных выставках потребительской электроники, продолжает развивать данную технологию, но не имеет какой-либо твердой даты для ее коммерческого использования, говорит Дюк Данг (Duc Dang), менеджер группы по разработке инновационных продуктов компании Toshiba America Information Systems Inc. В следующем году компания надеется начать поставки литиевых батарей, которые заряжаются быстрее.
В целом же наиболее "продвинутые" аналитики понимают скептицизм многих по поводу топливных элементов, поскольку это — "технологии завтрашнего дня", к которым надо будет привыкать в течение нескольких лет. Однако "свет в конце туннеля" уже виден. Еще 12-15 месяцев, и топливные батарейки окажутся в руках потребителей, утверждают отчаянные оптимисты.