23 марта 2009, 16:53

Кризис и Уанет: кто кого?

После наступления кризиса и закрытия многих медийных печатных проектов перетекания рекламных бюджетов в онлайн также замечено не было. Без этого невозможен качественный рывок, поскольку инвесторы уже не будут бездумно вкладывать деньги в Интернет.

Как же повлияет ли кризис на развитие интернет-ресурсов? Вопрос очень неоднозначный. Многие эксперты склоняются к мысли, что он выведет сайты в некоторую новую плоскость, что выживут лишь проекты с качественными инновационными сервисами. Другие же считают, что ничего особо не изменится, а сократится количество сайтов, поскольку многие элементарно не выживут. Приведем аргументы профессионалов, которые они изложили в ходе онлайн-дискуссии на LinkedIn.

Оптимисты

Игорь Кулаков, руководитель проекта Утро.Уа:

"Появится больше проектов для тех, кому надоело слово "кризис". С интересом прочитал о проекте "Хорошие новости". И я очень надеюсь, что рекламодателей в инете по понятным причинам станет больше".

Александр Сторожук, блоггер:

"Проектов будет больше, проекты будут качественными и конкуренция в суровых условиях позитивно отразится на пользователях".

Дмитрий Тинитилов, веб-программист в Fortex Factory:

"Я думаю проекты станут более жизненными. То есть это будут проекты с четкой бизнес моделью и планом действий, а не просто с подходом "сделаем качественный продукт" и потом будем думать, что с ним делать. Проектам для развлекухи будет сложнее, а может даже и намного сложнее зарабатывать".

Андрей Ярошенко, директор New Social Communications:

"В 2009 году в украинский Интернет прийдут международные бренды, которые знают, что этот инструмент эффективно работает на западе, но пока что ничего похожего не делали в Украине. Будет много шишек и крови, а будут и success stories. Это обеспечит развитие рынка в целом".

Алекс Шелухин, заместитель руководителя тестовой лаборатории "Софтпресс":

"Если говорить о коммерческих проектах, то кризис повлияет на их развитие прямолинейно, ведь их создатели и редакторы, равно как и потенциальные клиенты, могут быть ограничены в ресурсах, как в плане наличия средств, так и планирования. Но то что коммерции в Уанете станет больше — это, полагаю, очевидно уже сейчас.

Как и прежде, все будет зависеть от грамотного портрета целевой аудитории того или иного проекта: прозрачного и очевидного для обеих сторон станет больше, как следствие — чем убедительней и престижней будут выглядеть перспективы клиента в обмен на адекватные инвестиции, тем скорее проект [хотя бы] окупит себя. Ибо, судя по всему, в интернет теперь у нас "престижно" ходить даже тем, кому он априори не нужен. Другими словами, кризис клюнул многих "чисто оффлайновых" коммерсантов, а шумиха вокруг него дала толчок новым коммуникациям. Как пример, многим оптовикам сегодня приходится выходить на розницу — сырой и непредсказуемый для них рынок. Для большинства из них интернет либо уже стал, либо в обозримом будущем станет "площадкой для отступления" — чем не время для узкопрофильных порталов, объединенных одним механизмом в некий веб-офис-центр?

А вот проекты из разряда "инновационных и перспективных" смогут стать наглядным примером использования опыта и инноваций. Здесь завсегдатаи и гуру будут чувствовать себя как рыба в воде. Даже толковый блог будет в состоянии выделиться среди массы какой-то своей фичей, попав на подсознательном уровне посетителей в разряд "доверенных" источников разносторонней информации с уникальным взглядом и (в идеале) обширным комьюнити. И пусть это даже будет похоже на некий негласный старт вебтриноль:)".

Весьма своеобразную, но достаточно точную оценку дает Дмитрий Лысюк, исполнительный директор "Гемиус-Украина":

"Украинский интернет показал себя как очень неповоротливый, медленный, консервативный и трусливый механизм (не уверен, что механизм может быть трусливым, но Уанет себя таким показал). Кризис для очень многих отраслей окажется встряской и поводом для реконструкции, для оптимизации и т.д. Интернет, потенциально самый динамичный сегмент рынка, будет развиваться все так же медленно - и в плане роста аудитории, и в плане активности ее, и в е-коммерции, и в росте рекламных бюджетов. Рост будет по всем параметрам, но не взрывной и не революционный, и кризис практически не повлияет на динамику развития интернета, ни в худшую, ни в лучшую сторону.".

 

Пессимисты

Их оказалось меньше, но во многом правы и они.

Михаил Данилкович, менеджер по развитию бизнеса в ExpoPromoGroup:

"В Мире падает как традиционная, так и онлайн реклама, так что перспективы прямого негативного влияния очень серьезные (несмотря на тенденцию перетекания в онлайн).

По поводу Украинского рынка - может он бы и рос в этих условиях, если бы не схлопывался в долларовом исчислении. Все цены перевели в гривну, по курсу 5, а еще и такие альянсы как Бигмир+Мета с CPM 15 грн. убивает весь украинский оптимизм".

Павел Урусов, корреспондент газеты "Коммерсант":

"Проблема украинских сайтов заключается в том, что большинством интернет-проектов сейчас рулят люди, которые пришли с "технической" стороны, не владеют технологиями создания качественного контента и не считают нужным вкладывать в это деньги. Например, в стране нет ни одного сайта, который писал бы о бизнесе на таком же уровне, как "Коммерсантъ" или "Экономические известия". Специализированные сайты страдают от тех же самых детских болезней. Чтобы понять масштаб этих проблем, достаточно зайти на любой крупный украинский сайт ("Корреспондент", ITC.ua , "Экономическая правда" и т.п.) и убедиться в том, что у этих замечательных проектов в штате нет даже корректора.

Мне доводилось слышать мнение, что кризис изменит ситуацию: дескать, на улице оказались сотни и тысячи высокопрофессиональных журналистов, которые придут в онлайн и поднимут его уровень на космическую высоту. Этого не будет. Издания оптимизируют штат (сильно раздутый за последние полтора-два года) за счет "балласта". А у людей, которые действительно знают, как создавать качественный контент, и умеют применять эти знания на практике, работы только прибавилось.

Я думаю, что многие специализированные издания, до кризиса неплохо жившие в своих маленьких нишах, попытаются переползти в онлайн (по той причине, что интернет-проекты банально дешевле). Но не факт, что эти попытки что-то принесут в смысле качественного развития украинских интернетов".

Макс Ищенко, разработчик ПО:

"Думаю, влияние будет скорее отрицательное. Тут еще многое зависит от того, что мы имеем ввиду под словом "развитие". Больше денег? Вероятно, медиареклама в инете упадет не так сильно, как оффлайн-реклама. Но думаю в 2009 рекламы в инете будет в лучшем случае на уровне 2007. Больше пользователей? Однозначно. Доступ в инет дешевеет, абонбаза растет. Плюс у людей банально будет больше времени для онлайн, т.к. будет меньше работы. Больше интересных проектов? Не уверен. В результате девальвации гривны все онлайн-проекты украинские автоматически подешевели в два раза (в долларах). Плюс в реальной экономике тоже все "негаразд", так что перспективы быстрого выхода не видно. Вывод? Украинские проекты будут проигрывать по привлекательности другим. А если и удастся привлечь инвестиции, то условия будут очень жесткие".

Вячеслав Тихонов, владелец Monitorix:

"Пока тенденции не очень радостные. На фоне падения продаж иностранные компании Украине предпочитают сокращать бюджеты и штаты до минимума, украинские же предпочитают не тратить деньги, даже их имея. Это хорошо видно по сворачиванию печатных ежемесячников, многие из которых не могут набрать достаточное количество рекламы для выхода. Перетекания этих денег в онлайн тоже не видно, да и вокруг уже начинается сильный демпинг, что тоже вредит развитию".

Истина посередине

Как говорится, точки зрения разошлись, хотя в чем-то схожи. Однако на наш, взгляд, революционного ничего не произойдет, все будет развиваться эволюционным путем, поскольку большинство проектов в интернете приносят очень мало доходов или убыточны, и скорее являются хобби их создателей. Другие же, имеющие значительные расходы, вынуждены будут их сокращать. И тут, как говорится, "не до жиру".

Сергей Рачинский, шеф-вебредактор Радио Свобода:

"Скорее всего кризис никак не повлияет. Интернет-среда с низким порогом вхождения, а успешный проект можно сделать на бесплатном хостинге и без контента, помните проданные миллион пикселей по 1 доллару? Те кто уже раскручен, переживут трудности, оптимизировав расходы. Даже крупные проекты весьма слабы профессионально, поэтому могут практически на 100% обновить штат, сэкономив на зарплате. "Понтов" поубавится, конечно, но качество не вырастет. Качество растет только от конкуренции, а в этой сфере изменений не предвидится".

Артем Яремчук, руководитель проекта в Vivex Invest:

"Мне кажется, что однозначно сказать, хорошо или плохо будет УАнетовским проектам в это неспокойное время, нельзя. It depends. Много рекламодателей ушло из интернета - на их смену приши другие. На смену одних проектов - прийдут другие. Бизнес - это изменения. Тот, кто быстрее будет адекватно на них регировать - точно "останется на плаву", а возможно и преумножит".

Однако, как говорится, всем есть над чем задуматься, ведь сегодня каждый может стать веб-издателем, чеканя свои мысли на собственном блоге.

Оцените публикацию:
  • 0 оценок
Другие аналитические статьи